Каменная чаша из булыжника своими руками

Каменная чаша из булыжника своими руками

КАМЕННЫЕ ЧАШИ

Однажды вместе с друзьями мне удалось побывать на Аракульской горе, расположенной на берегу озера Аракуль, почти на границе Среднего и Южного Урала. Преодолев трудный подъем, мы наконец оказались на вершине горы и двинулись вдоль хребта.

Удивительная природа окружала нас. Вот на самой вершине скалы, примостившись на узком карнизе, стоит камень-курица. Его силуэт так похож на сидящую наседку-курицу, что название это напрашивается само собой. А вот камень-верблюд. Отчетливо видны глаз, рот и отвислые губы. Поразил нас и камень-беседка. Высоко в небо взметнулась отвесная столбообразная скала. А на вершине как будто кем- то поставлен камень. Он — как шатер, пустой внутри и стоящий на пяти ножках.

Но самое главное «чудо» ожидало нас впереди. С трудом вскарабкавшись на совершенно голую покатую вершину, мы остановились в изумлении. На плоской поверхности гранита было совершенно правильное круглое углубление. Диаметр его достигал двух метров, глубина — полметра. И оно чуть не до краев было наполнено кристально-прозрачной водой.

Вода была, несомненно, дождевой: иначе она сюда попасть не могла. Но как она «ухитрялась» сохраняться, не испаряясь под палящими лучами солнца, когда камень накалялся так, что о него можно было обжечься? Единственное допустимое объяснение — это частые дожди и грозы здесь, в горах. Не успевала вода испариться, как новый ливень наполнял ее до краев.

Но другая загадка оставалась неразгаданной: как могло образоваться в твердой скале столь правильное углубление? Казалось, что оно сделано не природой, а рукой человека. Но об этом не могло быть и речи.

Наше удивление возросло еще больше, когда, перебравшись на другую вершину, мы и там нашли такую же чашу, только поменьше и без воды! Но зато она доверху заросла мхом. Пышной зеленой шапкой мох рос выше краев. Он был упруг, как сиденье мягкого пружинного кресла.

Из-за соседней горы вылезала черная туча и быстро застилала небосвод. Начинался дождь.

Спустившись с вершины, мы бросились искать прикрытия. Глубокая каменная ниша приютила нас. Страшный удар грома обрушился над нами, многократно громыхнув в горах, как будто перескакивая с одной вершины на другую. Удар следовал за ударом; казалось, горы рухнут, не выдержав такого грохота.

И вдруг все стихло. Только на ближайшей осинке мелко-мелко дрожали листочки. А затем. обрушилось все сразу: вой ветра, гром и страшный ливень. Стало темно. Мы сидели, скорчившись, в самой глубине ниши, уверенные, что здесь-то дождь и ветер нас не достанет. И вдруг шипящий водопад вырвался из трещины, затопив наше убежище. Где-то наверху собиралась дождевая вода; просачиваясь по трещинам, она пробиралась в глубину скал и, слившись в общий поток, нашла выход через нашу расселину.

Мокрые до нитки, мы едва дождались конца ливня и уже не думали о каменных чашах.

Однажды, собравшись веселой компанией в один из выходных июльских дней, мы покатили на экскурсионном поезде по Горнозаводской железной дороге. Свисток. Поезд замедляет ход.

Закинув рюкзаки за плечи, мы бодро зашагали по лесной дороге, бегущей рядом с линией. Дорога спускается к болоту. Крутой поворот влево — и мы в густом хвойном лесу.

Тропинка спускается в глубокие заболоченные лощины, взбирается на крутые горы и в конце концов приводит нас к небольшому ручейку, весело журчащему среди бурелома и валежника.

За ручьем тропинка ныряет в такую чащу, что мы еле продираемся вперед, закрывая лицо руками.

Внезапно заросли обрываются. Мы на склоне горы, поросшей могучими соснами. Там и сям, приподняв толстый покров хвои, выглядывают темные обомшелые камни. Они цепочкой тянутся вверх по склону.

Идем, придерживаясь их.

Сосны редеют, и впереди между деревьями показывается полуобвалившаяся стена какого-то древнего замка.

Это Чёртово Городище — «замок», созданный не рукой человека, а рукой природы — временем.

Тысячепудовые гранитные лепешки громоздились одна на другую, образуя массивную стену, уступами поднимающуюся выше леса. В основании их лежала огромная скала из серого уральского гранита, а вершина оканчивалась небольшими круглыми лепешками.

Ища тени, я спустился на северную сторону Городища. С этой стороны оно было совершенно отвесно, а местами даже нависало над головой. Лепешки были сложены с такой правильностью, что казалось, будто кто-то нарочно сложил их, как кирпичи.

Я вернулся на южную сторону и, карабкаясь по уступам, взобрался на вершину. Камни здесь держались непрочно: время подточило их, нарушив связь с массивом скалы. Под ногами я заметил светлое пятно — след от лежавшего здесь камня. Он был сброшен ветром и лежал теперь внизу, у подошвы горы. А рядом с пятном я заметил нечто такое, что сразу мне напомнило Аракуль, его загадку.

Чаша. Несомненно, это была тоже чаша, такая же круглая, как на Аракульской горе, только поменьше. Она была совершенно суха и без единого кустика мха.

Я перебираю в памяти все виденные мною чаши: Семь Братьев, Чёртово Городище, Палатки, Аракульский шихан. Цепь вершин. Цепь гор. Каждая гора с гранитной вершиной из сплющенных закругленных камней-лепешек. На каждой вершине — круглая чаша.

Закономерность налицо. Но почему камни сплющенные? Откуда в них такие правильные углубления? Какой диковинный мастер шел с севера, собирал по дороге камни, складывал их в кучу и на вершинах выдалбливал круглые чаши?

Вскоре после того я случайно встретился с одним молодым геологом, начальником геолого-разведочной партии. В разговоре с ним я узнал, что он уже в течение десяти лет ежегодно путешествует по Уралу.

— Скажите мне, — спросил я геолога, — вы бывали везде, взбирались часто на горы. Не замечали ли вы иногда там, на самых вершинах гор, круглых чаш совершенно правильной формы?

— Чаши? Я не раз замечал их на гранитных вершинах. Помню, видел их на Чортовом Городище, на Каменных Палатках и, кажется, на одной из вершин Семи Братьев. А почему вы меня спрашиваете об этом?

— Я уже давно ломаю голову над этой загадкой. Скажите, кто, какой мастер сделал те круглые чаши?

— Хотите, я расскажу вам один эпизод из жизни Уральских гор?

— Очень хочу, — обрадовался я.

И вот что рассказал мне геолог.

Миллионы лет назад землю покрывали ледники. С полюсов земного шара — севера и юга — медленно ползли по его поверхности огромные ледяные поля.

Сплошная ледяная кора, как панцырь, сковывала тогда землю. Но этот панцырь не был неподвижным: он медленно, незаметно для глаз, но неизменно передвигался, стекал с вершин гор в долины. При передвижении он царапал землю, скоблил ее, коверкая все на своем пути, рушил скалы, дробил утесы. Гранитные громады не могли устоять перед этим неумолимым ледяным натиском и рушились, рассыпаясь на множество осколков-камней.

Ледник захватывал эти осколки и тащил их с собой. В пути они беспощадно перетирались, терлись, шлифовались. Острые края и углы их обламывались, стирались, и постепенно огромные корявые камни превращались в круглые, отшлифованные валуны.

Ледник собирал их, спускал с вершины гор в долины и там оставлял, нагромождая их в огромные кучи.

За одной такой каменной кучей нагромождалась другая, третья. Кучи росли, увеличивались; ледник сжимал их, спрессовывал отдельные камни, и постепенно вырастал целый невысокий каменный хребет. А ледник все продолжал свою бесконечную работу. Он то отступал, то с новой силой обрушивался на горы и хоронил их под собой. И случалось иногда, что какой-нибудь небольшой камень, движимый льдом, застревал на другом камне, в неглубокой на нем выбоине. Ледник продолжал течь, но не мог его вытолкнуть из выбоины. Камень, толкаемый льдом, крутился, терся, истирался в круглый небольшой валун и одновременно шлифовал стенки своего обиталища, превращая грубую выбоину в гладкую круглую чашу.

Прошло время. Ледники отступили. Расцвела земля, покрылась зеленью лесов и лугов, а нагромождения валунов остались, растянувшись по ходу ледника цепочкой. Остались и камни с чашами и застрявшими в них каменными шарами.

Камни выветривались, рассыпались, развеивались ветром. Разрушались и исчезали из чаш каменные шары.

Существует еще другое объяснение возникновения чаш. Это так называемое выветривание в тени. Над одной скалистой глыбой нависла другая. С верхней на нижнюю падали капли воды, всегда в одну и ту же точку. Капля за каплей, медленно, но верно вода делала свою работу — в камне образовалось чашевидное, правильной круглой формы, углубление — чаша.

Но чаши — это только отдельный штрих в общей картине чудовищного разрушения гор. Ледники только начинали когда-то это разрушение. Они разрушили самые высокие вершины гор, обломали острые уступы, утесы, ободрали склоны их и спустили в долины обломки. После ледников за разрушение гор принялись вода и воздух, жара и холод, солнце и ветер. И то, что не мог разрушить ледник, доканчивали они.

Чем старее по своему происхождению были горы, тем большему разрушению они подвергались, тем ниже, изуродованнее они становились. Из скалистых, покрытых снегом и льдом высоких вершин они превращались в пологие заросшие лесом холмы и увалы.

Таковы сейчас Уральские горы, покрытые лесом. Лишь на северной и южной оконечностях Уральского хребта сохранились еще отдельные скалистые вершины. Угрюмыми седыми великанами, покрытыми каменными осыпями, причудливо выветренными скалами высятся они над зеленым океаном леса.

Умывальник из натурального камня своими руками

Об этом видео

#Раковина_из_камня своими руками: #шлифовка натуоального #камня и глубина, День 5
Раковина из камня или как называют в простонародии — умывальник, рукомойник из натурального камня своими руками — 5 день работы над раковиной запомнился процессом шлифовки камня, впервые занимаюсь шлифовкой камня с помощью алмазного диска для шлифовки натуральных камней, гранита и тд
Ещё пятый день запомнился тем, что уже практически готова глубина раковины, которую я планировал сделать из этого камня, когда планировал делать умывальник из этого камня.
Также на 90% глубины раковины начало появляться очертание того, как именно будет выглядеть раковина внутри и какой формы она будет.
Хотелось бы более подробно остановится на процессе шлифовки натурального камня: для шлифовки камня вам потребуется алмазный диск для камня, насадка на болгарку или дрель, как в моем случае. Я выбрал вариант насадки на липучке с съемными дисками для полировки, что позволит по мере шлифовки камня, менять насадки для шлифовки и добиваться более гладкой поверхности.
Я думал, что поставлю диск на болгарку, но не учёл, что у меня болгарка минимум — 12000 оборотов, а насадка для дисков по шлифовке камня в диаметре — 100 мм предназначена для 8500 оборотов — максимум, что конечно же после установки показало себя и растрясло болгарку, ели удержал
Если у вас болгарка с регулируемой частотой оборотов, смело можете брать и пользоваться, установив обороты на уровне 8500 и тогда эффективность шлифовки камня будет выше, за счёт более высоких оборотов вращения, что позволит делать шлифовку камня — быстрее и эффективне. Я же пользуюсь подручными средствами и показываю, что процесс создания раковины из натурального камня довольно длительный и требует некоторых навыков работы с инструментами, которые могут вас поранить, так, что будьте аккуратный и придерживайтесь в первую очередь правил техники безопасности при работе с камнем.
Необходимые инструменты для создания раковины из камня и шлифовки раковины, умывальника из камня:
— Болгарка, желательно профессиональная болгарка, тогда процесс будет идти быстрее и с возможностью подачи воды ;
— Стальное долото, можно взять от перфоратора любую насадку, будет очень эффективно, а можно и вовсе воспользоваться перфоратором, но есть вероятность расколоть камень;
— Молоток, покрепче :);
— Насадка на болгарку или дрель для шлифовки камня;
— Черепашка алмазная на насадку для шлифовки самой грубой фракции, я нашёл — 30.
_________________________________________________
Умывальник из камня своими руками дома на даче: День 3 и 4 — https://www.youtube.com/watch?v=1BpXWvTRCY4
Раковина из камня своими руками: День 1 и 2 — https://www.youtube.com/watch?v=GxinNiKFa-I

Читать еще:  Сращивание бруса по длине для перекрытий

Как сделать раковину из камня

Как же быть, если хочется такую мойку, но цена отпугивает. Ответ вполне логичен — сделать собственными силами. При этом использовать можно не только искусственный камень, но и натуральный.

Из натурального

Для моек из натурального камня используются целые куски. Обычно для них применяют травертин, мрамор, гранит, оникс и другие разновидности. Иногда мойка может состоять не из одного куска, а из нескольких элементов. Понятное дело, что такую мойку встретишь не в каждом доме, ведь цена на них очень высока и это логично, так как усилий на их изготовление затрачивается немало. Гораздо чаще можно встретить мойки из искусственного камня.

Для собственного дома вполне реально сделать мойку из природного камня и своими руками. Для этого даже не понадобится особых знаний и специальных инструментов. Да и времени на это уйдёт не так уж и много.

Для работы необходимо подготовить следующие инструменты:

  • лазерный уровень;
  • дисковую пилу (сам диск должен быть алмазным);
  • молоток;
  • долото;
  • болгарку с алмазным кругом;
  • ударную дрель.

Естественно, нужно будет найти подходящий кусок камня. Его порода, размер и форма могут быть самыми разнообразными.

Прежде всего, при помощи дисковой пилы в камне делаются пропилы. Это позволит сделать углубление для чаши.

При помощи молотка и долота надрезанные куски откалываются и удаляются. Далее болгаркой шлифуется вся внутренняя поверхность чаши.

На заключительном этапе ударной дрелью делается отверстие для слива. Вот собственно и всё! Остаётся лишь водрузить мойку на её законное место и подключить к канализации и водопроводу.

Естественно, что самодельная мойка может оказаться не особо крупной и не самой удобной в использовании, но она точно сэкономит финансы, сделает интерьер комнаты необычным.

Внимание! Во время работы следует соблюдать правила техники безопасности

Из искусственного

Помимо натурального камня, можно использовать акриловый или искусственный камень. Технология производства будет несколько отличаться.

Мойки из акрилового камня

При создании мойки придерживаемся следующего плана:

  • изготавливаем матрицу — для этого можно использовать сталь или обычный силикон;
  • готовую матрицу обрабатываем гелькоутом, что позволяет распределить акрил по поверхности самой формы;
  • устанавливаем форму на вибростол;
  • для отливки используем гидроксид алюминия и различные отвердители.

Мойки из кварцевого камня

Чтобы сделать себе мойку на основе кварца, кроме искусственного камня нужна будет ещё полиэфирная смола.

Процесс изготовления заключается в следующем:

  • в смолу добавляется горный кварц и при помощи строительного миксера (подойдёт и обычная дрель со специальной насадкой) замешивается;
  • готовая смесь заливается в форму, которая устанавливается на вибропресс;
  • как только мойка приобретёт необходимую форму, понадобится печь и высокая температура в ней. От нагрева смола станет твёрдой.

Как сделать искусственный валун для сада своими руками: самые простые и интересные способы

В ландшафтном дизайне нередко используются декоративные элементы, сделанные своими руками. Они популярны ввиду простоты и дешевизны самостоятельного создания декора. Одним из вариантов является декоративный камень валун для сада.

Как сделать искусственный валун для сада своими руками

Искусственный валун, сделанный своими руками, популярен в сфере ландшафтного дизайна:

  • не требует больших денежных затрат;
  • легкий;
  • прочный;
  • экологичный;
  • устойчив к изменению погоды;
  • имеет множество цветов и фактур.

Его используют для оформления прудов, фонтанов, каменистых садов, для декора садовых дорожек, цветников, альпийских горок. Иногда применяют для создания интерьера в ресторанах, кафе, офисах. Полые валуны используют для декорирования оборудования на участке: искусственный булыжник «надевают» на люки, неэстетичные пни в саду, закрывают им насосы, скважины.

Эти способы просты, поэтому популярны для создания декоративного украшения в домашних условиях. Ведь для изготовления валуна для сада достаточно подручных средств, которые есть в каждом доме (старая ненужная макулатура, полиэтиленовые пакеты, мешковина, ткань). Наверняка, найдутся и составляющие для приготовления цементного раствора, а если нет, то стоят они недорого.

К просмотру видео, как выглядит изделие в ландшафте:

Необходимые материалы для изготовления камня

Для изготовления искусственного валуна своими руками вам не понадобятся труднодоступные материалы. Основная масса представлена вторичными отходами (строительным мусором).

  • резиновые перчатки;
  • цемент;
  • песок;
  • вода;
  • проволочная сетка;
  • пенопласт, газеты, картон, пакеты – для наполнения;
  • мешковина или старая ткань;
  • пигменты – по желанию;
  • герметик;
  • пластиковая пленка.

Приготовление раствора для будущего камня

Для приготовления цементного раствора смешайте в ведре 1 часть цемента с 3 частями песка, разбавьте водой до средней густоты, размешайте мешалкой. Если раствор будет слишком жидким, то он будет стекать по каркасу. Поэтому он должен быть таким, чтобы его можно было уложить «лепешками».

Процесс изготовления валуна с использованием проволочного каркаса

Своими руками из проволоки нужно создать каркас камня, наполнить его пакетами, пенопластом, газетами, картоном (что найдется под рукой) и закрепить конструкцию цементным раствором. Каркас может быть округлым, продолговатым, вертикальным – любым, каким вы захотите.

Первый слой бетона должен просохнуть, после чего будущий валун обмазывают более жидким раствором. Это можно сделать руками или шпателем. На этом этапе формируют углубления, выпуклости, имитирующие природный камень. Затем заготовку накрывают пластиковой пленкой, дают застыть. После чего искусственный валун переворачивают и формируют дно.

Для большего сходства с природным булыжником можно добавить пигменты теплых и черных оттенков. Сначала добавляют светлые, затем черные, после чего спрыскивают водой и проходятся кисточкой. Чтобы получить нужный оттенок, можно повторять окрашивание несколько раз.

В завершение после полного высыхания для защиты от неблагоприятных условий окружающей среды наносят герметик.

В видео технология изготовления при помощи мусорного мешка:

Изготовление полого камня валуна

Полый камень с пустотой внутри создается наподобие предыдущего варианта. Каркас из картона нужной формы покрывают строительной сеткой и облепливают густым цементным составом. Стенки должны быть более 2 см, иначе декоративный элемент будет хрупким.

Заготовку накрывают пленкой и оставляют сохнуть минимум на сутки. После застывания можно провести окрашивание пигментом или краской для бетона. Когда все просохнет, результат закрепляют герметиком. Последним этапом вынимают картон. Полый валун для сада готов.

Изготовление пустого внутри булыжника:

Изготовление валуна из монтажной пены

К просмотру шаги изготовления декоративного камня своими руками:

Изготовление камня при помощи мешковины

Изготовить валун для сада своими руками можно с помощью мешковины или любой другой старой ткани. Для этого мешковину окунают в жидкий цементный раствор, слегка отжимают и укладывают на каркас булыжника. О каркасе нужно позаботиться заранее. Сделать его из проволоки или приобрести готовый вариант.

Когда мешковина распределена по каркасу, можно начинать обмазывать более густым цементным раствором (1 часть цемента и 3 части песка). Для натуральности имитируйте руками ямки, выпуклости. В конце оберните глыбу пленкой и оставьте сохнуть.

По желанию можно провести окрашивание камня желто-коричневыми цветами и закрепить герметиком для защиты от непогоды.

Когда искусственный камень полностью просох, его можно выносить в сад. Экспериментируйте с размерами, формой, пигментами – и вы сможете создать своими руками действительно уникальный и неповторимый элемент декора для своего сада.

Читать еще:  Лестница из швеллера и уголка своими руками

Как сделать очаг для костра на даче своими руками?

Перед тем, как обустроить очаг на даче, надо познакомиться с правовыми нормами, распространяющимися на земли хозназначения и запаса. Прежде всего это приказ МЧС №26 от 26 января 2016 г. А если следовать букве закона, то дачные участки как раз к ним и относятся.

Закон об очаге на даче

Костер — это открытый огонь и его можно разводить только в специально обустроенном месте. Таковым и выступает очаг на даче. Есть несколько довольно жестких требований, содержание которых зависит исключительно от вида очага и способа его обустройства. Но, чтобы успокоить дачников, для участка жилого дома аналогичные нормы гораздо жестче.

Если огонь разводят на открытой площадке, место под него должно соответствовать таким требованиям:

  • кострище должно быть заглублено в землю не менее чем на 30 см;
  • диаметр очага по внутренней стенке (с учетом облицовки) должен быть до 1 м;
  • огонь должен находиться на удалении не менее 50 м от построек;
  • если участок соседствует с лесом, то расстояние от хвойного леса должно быть не менее 100 м, лиственного — 30 м;
  • площадка должна быть очищена от легковоспламеняющихся предметов, сухой травы и веток в радиусе 10 м;
  • по краю должна быть минерализованная полоса шириной 40 см и более;
  • должны быть предусмотрены средства и материалы для тушения огня.

Очевидно, что для участка в 6 соток условия не выполнимы. Хотя бы по расстоянию до ближайших построек. Если очаг оборудовать в условном центре, чтобы любые постройки находились на периферии не ближе 50 м, то площадь квадратного или прямоугольного участка должна быть не менее 1 га.

Если использовать закрытую емкость, например, бочку, ящик или короб из негорючих материалов, то расстояние до построек и леса, а также радиус подготовленной площадки, уменьшается вдвое, и противопожарная полоса уже не нужна. Но и эти требования по сути невыполнимы, если речь идет о небольшом участке.

И абсолютный запрет на разведение открытого огня (костра) действует в таких условиях:

  • под кронами деревьев;
  • в емкостях со сквозным прогаром стенок;
  • при сильном ветре (выше 10 м/сек для емкостей, выше 5 м/сек для костра в углублении);
  • при введении особого противопожарного режима;
  • на торфяных участках.

Конечно, можно не обращать внимание на приказ МЧС, но тогда надо быть готовым заплатить штраф за несоблюдение противопожарных правил, который для физического лица равен 1000-1500 руб., для должностного лица (в данном случае председателя дачно-садового кооператива) — 6000-15000 руб., для юридического лица (а это уже сам кооператив) — 150000-200000 руб.

Единственны вариант соблюсти закон на небольшом дачном участке — это оборудовать беседку с очагом, купольной вытяжкой и дымоходом. То есть конструкцию аналогичную садовому камину с зоной барбекю.

Варианты конструкций и материалов

Очаг можно изготовить из любых негорючих материалов. Это могут быть:

  • кирпич или строительные блоки, оставшиеся после строительства домика;
  • «дикий» камень;
  • брусчатка;
  • тротуарная плитка;
  • наливной железобетон;
  • колодезное кольцо;
  • металлическая бочка или короб.

Из вспомогательных материалов обязательно понадобятся песок, щебень и цемент. Может пригодится глина, арматура, доски для опалубки.

Но чтобы остановится на каком то одном варианте, важно определиться с назначением очага. Это может быть кострище для сжигания мусора, а в остальное время как место для релакса у костра. Или можно выбрать такую конструкцию, которая служила бы еще как зона барбекю. То есть, в любом случае очаг должен быть многофункциональным.

Заглубленный очаг

Очаг в углублении — это самый простой вариант. Но и он должен отвечать правилам безопасности, указанным выше: кострище должно быть углублено в земле, высота борта от дна в «чистом виде» должна быть более 30 см, а диаметр или наименьшая сторона — не более 1 м. А форма самого кострища и площадки, на котором оно расположено не имеет значения. Единственное условие ландшафтного дизайна — гармония всех элементов.

Вот несколько советов, как её соблюсти:

  • Если площадка сделана в виде круга или квадрата, то конструкция очага должна иметь ту же форму.
  • Рядом с очагом обязательно должна быть площадка, на которой могла бы поместится садовая мебель. Но при этом надо помнить о требовании по отсутствию легковоспламеняющихся предметов на расстоянии 10 метров (это касается материалов, из которых изготовлена мебель).
  • Материал, который пойдет на изготовление и облицовку очага, должен гармонировать с остальными малыми формами. Например, если рядом есть сад камней, габионы или альпийская горка, то очаг из натурального колотого или галтованного камня будет более уместен, чем из кирпича. И наоборот, если на участке преобладает кирпич.
  • Для мощения площадки выбирают такие же материалы, как и на остальном участке.

Технология обустройства заглубленного очага выглядит так:

  1. Выбирают место, которое бы отвечало требованиям пожарной безопасности. Подготавливают площадку — очищают от «лишней» растительности. Лучше всего если это будет газон, на котором нет кустарников и деревьев.
  2. Выбирают и заготавливают материалы для обустройства самого очага. Надо учитывать, что хотя кострище заглублено в грунт, над поверхностью должен быть небольшой бортик, чтобы внутрь не затекала вода во время дождя и не вымывался грунт.
  3. Проводят разметку, и отмечают место для очага. Разметка для углубления должна отвечать требованиям по максимальному внутреннему диаметру (до 1 м) и учитывать толщину стенок.
  4. Снимают верхний плодородный слой земли (он может пригодится для выравнивания рельефа участка или для клумбы). Углубляются на проектную глубину очага плюс 10-15 см для подушки из песка и гравия (или только песка). Подушка нужна для дренажа осадков.
  5. Если стенки очага «сборные» (из кирпича, камня), а грунт слабый, то по периметру на дне ямы роют канавку 10 см. Она нужна, чтобы обустроить небольшой фундамент для стенок очага. Когда используют колодезное железобетонное кольцо, а грунт плотный, фундамент не нужен. Если очаг будет сделан в виде монолитной железобетонной конструкции, то учитывая «подземное» расположение, фундамент и стенки делают как единую конструкцию — с общей опалубкой и армированием.
  6. Выравнивают и трамбуют дно ямы. При необходимости подготавливают фундамент для стенок. Учитывая небольшой вес очага, вполне подойдет сборное основание из кирпича или из камня.
  7. Засыпают на дно слой песка или щебня мелкой фракции. Выравнивают и трамбуют.
  8. Выкладывают стенки из кирпича или камня. Если стенки делают бетонными, то либо закладывают колодезное кольцо, либо заливают бетон в опалубку с установленным внутри арматурным каркасом.
  9. Выкладывают дно плиткой, камнем или кирпичом. При необходимости облицовывают «цоколь» — надземную часть очага.
  10. Благоустраивают площадку.

Видеоинструкция:

Важно! Хотя в открытом очаге не такая высокая температура как в печи или в камине, обычный рядовой кирпич может не выдержать условий эксплуатации, и быстро «прогореть».

Лучше выбрать шамотный или клинкерный кирпич — оба вида изготавливают из тугоплавких глин.

При выборе природного камня предпочтение отдают плотным горным породам — граниту, базальту.

Песчаники или известняки быстро разрушатся. И для кладки всех сборных стенок надо использовать специальный печной раствор.

Наземный или поверхностный очаг

Наиболее простой вариант — установить железную бочку или сварной металлический короб. Затем такой очаг красят жаропрочной краской, как это делают с печами-каминами — в продаже большой выбор огнеупорных кремнийорганических эмалей. У бочки есть только один недостаток — герметичность. Осадки, которые в нее попадут, могут только испариться. Поэтому дно вырезают, а бочку устанавливают на подготовленную площадку со снятым плодородным слоем и подушкой из песка или щебня (для облегчения отвода дождевой вода).

Очаг из барабана стиральной машины:)

На дно кладут жаропрочную плитку или камень, между которыми оставляют широкие швы, засыпанные песком. Но у такой конструкции есть недостаток — как элемент ландшафтного дизайна металлическая печь проигрывает очагу из камня или кирпича.

Отличный пример как сделать очаг из бочки и обшить его природным камнем:

Примечание. Если оставить на дне открытый песок или щебень, очаг будет тяжелее чистить от золы и пепла.

Другой вариант использования для очага готовой формы — колодезное кольцо. С ним поступают, как и с бочкой без дна — устанавливают на подготовленную площадку, у которой есть подстилочный слой из песка. А затем выкладывают дно кирпичом, плиткой или камнем. Единственный недостаток — непритязательный внешний вид. Поэтому снаружи такой очаг облицовывают кирпичом или плиткой. Можно даже выбрать плитку из огнеупорной (шамотной) глины с глазурованной поверхностью и декоративными вставками в виде панно с ручной росписью или изразцов.

Еще один вид готовой формы, пригодной для очага — садовый вазон в виде куба или полусферы. Такие формы даже используют для биокаминов с горелками, которые заправляют этанолом органического происхождения (типа технического спирта, но без запаха денатурата). Но, чтобы вазоны использовать в качестве очага, их надо иногда доработать — проделать внизу дренажные отверстия, если их нет.

Примечание. Если у готовой формы, которая оказалась «под рукой», большая глубина, и это мешает поступлению кислорода, на дно засыпают слой гравия или устанавливают лист металла с просверленным отверстиями и приваренными опорами.

Очаг мангал

Это по сути тот же поверхностный очаг со съемной стальной решеткой. Можно даже не укладывать решетку, а сделать очаг прямоугольной формы, у которого короткая сторона меньше чем размер готовой сетки для мангала, решетки для гриля или длины шампура.

Читать еще:  Скрытые петли для дверей с четвертью

КАМЕННЫЕ ЧАШИ

Однажды вместе с друзьями мне удалось побывать на Аракульской горе, расположенной на берегу озера Аракуль, почти на границе Среднего и Южного Урала. Преодолев трудный подъем, мы наконец оказались на вершине горы и двинулись вдоль хребта.

Удивительная природа окружала нас. Вот на самой вершине скалы, примостившись на узком карнизе, стоит камень-курица. Его силуэт так похож на сидящую наседку-курицу, что название это напрашивается само собой. А вот камень-верблюд. Отчетливо видны глаз, рот и отвислые губы. Поразил нас и камень-беседка. Высоко в небо взметнулась отвесная столбообразная скала. А на вершине как будто кем- то поставлен камень. Он — как шатер, пустой внутри и стоящий на пяти ножках.

Но самое главное «чудо» ожидало нас впереди. С трудом вскарабкавшись на совершенно голую покатую вершину, мы остановились в изумлении. На плоской поверхности гранита было совершенно правильное круглое углубление. Диаметр его достигал двух метров, глубина — полметра. И оно чуть не до краев было наполнено кристально-прозрачной водой.

Вода была, несомненно, дождевой: иначе она сюда попасть не могла. Но как она «ухитрялась» сохраняться, не испаряясь под палящими лучами солнца, когда камень накалялся так, что о него можно было обжечься? Единственное допустимое объяснение — это частые дожди и грозы здесь, в горах. Не успевала вода испариться, как новый ливень наполнял ее до краев.

Но другая загадка оставалась неразгаданной: как могло образоваться в твердой скале столь правильное углубление? Казалось, что оно сделано не природой, а рукой человека. Но об этом не могло быть и речи.

Наше удивление возросло еще больше, когда, перебравшись на другую вершину, мы и там нашли такую же чашу, только поменьше и без воды! Но зато она доверху заросла мхом. Пышной зеленой шапкой мох рос выше краев. Он был упруг, как сиденье мягкого пружинного кресла.

Из-за соседней горы вылезала черная туча и быстро застилала небосвод. Начинался дождь.

Спустившись с вершины, мы бросились искать прикрытия. Глубокая каменная ниша приютила нас. Страшный удар грома обрушился над нами, многократно громыхнув в горах, как будто перескакивая с одной вершины на другую. Удар следовал за ударом; казалось, горы рухнут, не выдержав такого грохота.

И вдруг все стихло. Только на ближайшей осинке мелко-мелко дрожали листочки. А затем. обрушилось все сразу: вой ветра, гром и страшный ливень. Стало темно. Мы сидели, скорчившись, в самой глубине ниши, уверенные, что здесь-то дождь и ветер нас не достанет. И вдруг шипящий водопад вырвался из трещины, затопив наше убежище. Где-то наверху собиралась дождевая вода; просачиваясь по трещинам, она пробиралась в глубину скал и, слившись в общий поток, нашла выход через нашу расселину.

Мокрые до нитки, мы едва дождались конца ливня и уже не думали о каменных чашах.

Однажды, собравшись веселой компанией в один из выходных июльских дней, мы покатили на экскурсионном поезде по Горнозаводской железной дороге. Свисток. Поезд замедляет ход.

Закинув рюкзаки за плечи, мы бодро зашагали по лесной дороге, бегущей рядом с линией. Дорога спускается к болоту. Крутой поворот влево — и мы в густом хвойном лесу.

Тропинка спускается в глубокие заболоченные лощины, взбирается на крутые горы и в конце концов приводит нас к небольшому ручейку, весело журчащему среди бурелома и валежника.

За ручьем тропинка ныряет в такую чащу, что мы еле продираемся вперед, закрывая лицо руками.

Внезапно заросли обрываются. Мы на склоне горы, поросшей могучими соснами. Там и сям, приподняв толстый покров хвои, выглядывают темные обомшелые камни. Они цепочкой тянутся вверх по склону.

Идем, придерживаясь их.

Сосны редеют, и впереди между деревьями показывается полуобвалившаяся стена какого-то древнего замка.

Это Чёртово Городище — «замок», созданный не рукой человека, а рукой природы — временем.

Тысячепудовые гранитные лепешки громоздились одна на другую, образуя массивную стену, уступами поднимающуюся выше леса. В основании их лежала огромная скала из серого уральского гранита, а вершина оканчивалась небольшими круглыми лепешками.

Ища тени, я спустился на северную сторону Городища. С этой стороны оно было совершенно отвесно, а местами даже нависало над головой. Лепешки были сложены с такой правильностью, что казалось, будто кто-то нарочно сложил их, как кирпичи.

Я вернулся на южную сторону и, карабкаясь по уступам, взобрался на вершину. Камни здесь держались непрочно: время подточило их, нарушив связь с массивом скалы. Под ногами я заметил светлое пятно — след от лежавшего здесь камня. Он был сброшен ветром и лежал теперь внизу, у подошвы горы. А рядом с пятном я заметил нечто такое, что сразу мне напомнило Аракуль, его загадку.

Чаша. Несомненно, это была тоже чаша, такая же круглая, как на Аракульской горе, только поменьше. Она была совершенно суха и без единого кустика мха.

Я перебираю в памяти все виденные мною чаши: Семь Братьев, Чёртово Городище, Палатки, Аракульский шихан. Цепь вершин. Цепь гор. Каждая гора с гранитной вершиной из сплющенных закругленных камней-лепешек. На каждой вершине — круглая чаша.

Закономерность налицо. Но почему камни сплющенные? Откуда в них такие правильные углубления? Какой диковинный мастер шел с севера, собирал по дороге камни, складывал их в кучу и на вершинах выдалбливал круглые чаши?

Вскоре после того я случайно встретился с одним молодым геологом, начальником геолого-разведочной партии. В разговоре с ним я узнал, что он уже в течение десяти лет ежегодно путешествует по Уралу.

— Скажите мне, — спросил я геолога, — вы бывали везде, взбирались часто на горы. Не замечали ли вы иногда там, на самых вершинах гор, круглых чаш совершенно правильной формы?

— Чаши? Я не раз замечал их на гранитных вершинах. Помню, видел их на Чортовом Городище, на Каменных Палатках и, кажется, на одной из вершин Семи Братьев. А почему вы меня спрашиваете об этом?

— Я уже давно ломаю голову над этой загадкой. Скажите, кто, какой мастер сделал те круглые чаши?

— Хотите, я расскажу вам один эпизод из жизни Уральских гор?

— Очень хочу, — обрадовался я.

И вот что рассказал мне геолог.

Миллионы лет назад землю покрывали ледники. С полюсов земного шара — севера и юга — медленно ползли по его поверхности огромные ледяные поля.

Сплошная ледяная кора, как панцырь, сковывала тогда землю. Но этот панцырь не был неподвижным: он медленно, незаметно для глаз, но неизменно передвигался, стекал с вершин гор в долины. При передвижении он царапал землю, скоблил ее, коверкая все на своем пути, рушил скалы, дробил утесы. Гранитные громады не могли устоять перед этим неумолимым ледяным натиском и рушились, рассыпаясь на множество осколков-камней.

Ледник захватывал эти осколки и тащил их с собой. В пути они беспощадно перетирались, терлись, шлифовались. Острые края и углы их обламывались, стирались, и постепенно огромные корявые камни превращались в круглые, отшлифованные валуны.

Ледник собирал их, спускал с вершины гор в долины и там оставлял, нагромождая их в огромные кучи.

За одной такой каменной кучей нагромождалась другая, третья. Кучи росли, увеличивались; ледник сжимал их, спрессовывал отдельные камни, и постепенно вырастал целый невысокий каменный хребет. А ледник все продолжал свою бесконечную работу. Он то отступал, то с новой силой обрушивался на горы и хоронил их под собой. И случалось иногда, что какой-нибудь небольшой камень, движимый льдом, застревал на другом камне, в неглубокой на нем выбоине. Ледник продолжал течь, но не мог его вытолкнуть из выбоины. Камень, толкаемый льдом, крутился, терся, истирался в круглый небольшой валун и одновременно шлифовал стенки своего обиталища, превращая грубую выбоину в гладкую круглую чашу.

Прошло время. Ледники отступили. Расцвела земля, покрылась зеленью лесов и лугов, а нагромождения валунов остались, растянувшись по ходу ледника цепочкой. Остались и камни с чашами и застрявшими в них каменными шарами.

Камни выветривались, рассыпались, развеивались ветром. Разрушались и исчезали из чаш каменные шары.

Существует еще другое объяснение возникновения чаш. Это так называемое выветривание в тени. Над одной скалистой глыбой нависла другая. С верхней на нижнюю падали капли воды, всегда в одну и ту же точку. Капля за каплей, медленно, но верно вода делала свою работу — в камне образовалось чашевидное, правильной круглой формы, углубление — чаша.

Но чаши — это только отдельный штрих в общей картине чудовищного разрушения гор. Ледники только начинали когда-то это разрушение. Они разрушили самые высокие вершины гор, обломали острые уступы, утесы, ободрали склоны их и спустили в долины обломки. После ледников за разрушение гор принялись вода и воздух, жара и холод, солнце и ветер. И то, что не мог разрушить ледник, доканчивали они.

Чем старее по своему происхождению были горы, тем большему разрушению они подвергались, тем ниже, изуродованнее они становились. Из скалистых, покрытых снегом и льдом высоких вершин они превращались в пологие заросшие лесом холмы и увалы.

Таковы сейчас Уральские горы, покрытые лесом. Лишь на северной и южной оконечностях Уральского хребта сохранились еще отдельные скалистые вершины. Угрюмыми седыми великанами, покрытыми каменными осыпями, причудливо выветренными скалами высятся они над зеленым океаном леса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector