Ключ с настройкой гениальной конструкции

Ключ с настройкой гениальной конструкции

Техника владения ключом

В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)

B предшествующих разделах статьи были охарактеризованы особенности слуха настройщика, проанализированы приемы настройки и различные планы темперации.

Однако для того чтобы настроить инструмент хорошо и быстро, чтобы добиться стабильности строя, необходимо также овладеть профессиональной техникой работы с настроечным ключом. Эта техника во многом определяется механическими особенностями системы, в которую входят вирбельбанк, колок, аграф (или кланштабик) и струна. Поведение этой системы можно изучать в плане статическом, когда ее детали находятся в покое, обеспечивая нужное звучание фортепиано, и в плане динамическом, когда рука настройщика приводит в движение какой-либо из элементов системы.

В данном разделе статьи ставится цель кратко рассмотреть динамические закономерности, знание которых необходимо для работы с ключом.

Вирбельбанк — клееная многослойная (от трех до двадцати слоев) деревянная доска с отверстиями для колков. Плотная древесина вирбельбанка (бук, граб) обладает большой вязкостью, способностью к обратимым и необратимым деформациям.

Диаметр отверстий делается меньше диаметра колков. Поэтому, когда при сборке струнной одежды в вирбельбанк вставляют колки (в большинстве случаев заколачивают), стенки отверстий спрессовываются колками. Этим достигается повышенное давление древесины на поверхность колков, в результате чего сила трения покоя и трения скольжения (каждая в отдельности) превышают силу натяжения струн, действующую на колки.

Физические свойства древесины (волокнистость, шероховатость) способствуют ее сцеплению с негладкой поверхностью рабочей части колков.

Разнонаправленность волокон многослойного вирбельбанка обеспечивает равномерное давление по всей окружности колка.

Вирбельбаик изготавливается из высушенной древесины, однако определенное содержание влаги в нем обязательно. В зависимости от влажности воздуха содержание влаги в вирбельбанке изменяется. В условиях парового отопления эти изменения значительны и должны учитываться настройщиком при работе. Естественное увлажнение летом приводит к разбуханию древесины и увеличению ее давления на колки, и «наоборот, высыхание во время зимнего отопительного периода ослабляет давление.

Колки. Четырехгранная, в виде усеченной пирамиды, форма наружного конца колка предназначена для насадки настроечного ключа. Цилиндрическая по форме рабочая часть колка, запрессованная в древесину, снабжена многониточной микрорезьбой, не только обеспечивающей перемещение колка и его вывертывание из гнезда, но и создающей необходимые условия для сцепления с поверхностью древесины.

Под действием силы натяжения струны, приложенной по касательной к окружности, колок подвержен моментам скручивания, которые возникают также при повороте настроечного ключа. В зависимости от направления поворота ключа величины скручивания стержня колка от натяжения струны и от ключа могут возрастать или убывать, а в отдельных случаях, при наличии большого трения покоя, превышать критическую прочность колка, в результате чего происходят его разрывы (обычно в форме среза на уровне отверстия для струны).

Помимо скручивания, колок испытывает деформацию в виде бокового изгиба, возникающего частично от силы натяжения струны, а в большей мере от отклоняющего давления настроечного ключа во время работы. Превышение критической величины изгиба также ведет к поломке колков. Излом от изгиба наблюдается только у неопытных настройщиков. Опытные же настройщики умело используют эти явления в интересах более точной и устойчивой настройки.

Аграф (или кланштабик). Это основная опора струны, которая делит струну на звучащий (от аграфа к деке) и незвучащнй (от аграфа к колку) участки. Соприкосновение поверхностей струны и аграфа (или кланштабика чугунной рамы) создает условия для возникновения не только трения покоя и скольжения струны, «о и застоя и в ряде случаев является причиной неплавного, толчкообразного движения настраиваемой струны. Для преодоления застойного сцепления струны с аграфом настройщик обязан всегда производить частичный сдвиг струны в сторону ослабления, прежде чем начнется ее настройка в нужном направлении. В противном случае застойное сцепление может привести к обрыву струн.

Струна. Это тонкий стальной стержень, опирающийся на аграф (кланштабик) и штег с зацеплением у колка и на штифте чугунной рамы.

Трение, возникающее в опорных точках, в- местах изгибов струны, притормаживает ее движение во время настройки. Поэтому струна, подобно резиновой тесьме, на разных участках по-разному реагирует на повороты колка. В первую очередь натягивается (или ослабляется) участок, непосредственно связанный с колком,- от колка до аграфа. Звучащий же участок струны, отделенный от колка одной или даже двумя точками опоры, реагирует на его поворот с запозданием. При этом временно возникшие различия в натяжении разных участков струны выравниваются, но иногда не в полной мере.

На это важное обстоятельство настройщик должен обратит серьезное внимание, потому что оно определяет степень устойчивости строя во время игры: удар молотка выводит струну из состояния покоя, и она может сдвигаться на изгибах, что приводит к дальнейшему выравниванию натяжения разных участков струны и, следовательно, к изменению высоты звучания.

Описание физико-механических свойств системы, в которую входит настраиваемая струна, показывает, что приемы настройки во многом зависят от ее особенностей.

Существенным моментом в процессе настройки является координирование работы рук со слуховым контролем. Слух руководит процессом настройки, заранее намечая требуемую высоту звука как основную цель. Однако путь к цели лежит через осуществление ряда рабочих этапов настройки. Нужно сказать, что в этом процессе слух может лишь частично контролировать физические действия и должен опираться на помощь мышечного» чувства.

Настройщику необходимо выработать представление о степени изменения высоты настраиваемой струны от самых незначительных физических усилий. Нужно уметь слушать начало звуковых изменений, не теряя из виду основную цель — необходимое звучание интервала. Подобная связь работы мышцы рук и слуха нужна и в тех многочисленных случаях, когда первый поворот колка происходит в ложном направлении.

При настройке струны первое усилие должно быть, как уже говорилось, направлено на сдвиг в сторону понижения. Это делается не только для того чтобы снять явление застоя струны, но и для того чтобы получить представление об особенностях поведения колка и струны данного инструмента.

Второй этап — поворот колка в сторону натяжения струны. Поворот нужно производить плавно, постепенно увеличивая давление руки на рукоятку ключа. Вначале произойдет некоторое отклонение колка под боковым давлением ключа, затем появится скручивание колка. Оба эти явления могут и не отразиться на звучании струны, особенно если участок струны — «колок — аграф» — до этого был максимально ослаблен. Кроме того, из-за большой силы трения в точке соприкосновения с аграфом до определенного момента может натягиваться только незвучащий участок струны.

Этот начальный период оценивается настройщиком на основе мышечного чувства, за ним следует сдвиг струны, который фиксируется слухом.

В прошлом настраивать фортепиано было значительно легче: натяжение и диаметр струн были меньшими и требовали значительно меньших физических усилий при повороте ключа при настройке. Настройщики пользовались Т-образными ключами, струны не имели крутых изгибов в опорных точках и легче скользили при движении колка. Теперь рука настройщика должна сохранять гибкость и чуткость при гораздо большем усилии, требуемом современными конструкциями фортепиано. Практика показывает, что эти качества трудно сочетать при старой технике настройки.

Поэтому постепенно стали меняться техника, рабочий инструмент. Вместо T-обраэных ключей сейчас употребляются Г-образные. Фирма «Стейнвей», например, продает рояли со специальными ключами, в конструкции которых предусмотрена удлиняющаяся в зависимости от требований настройки ручка и четыре варианта высоты и угла посадки ключа на колке.

Удлиненная рукоятка Г-образного настроечного ключа снижает величину требуемого физического усилия, но, с другой стороны, форма ключа приводит к заметным боковым изгибам колка. Поэтому настройщик должен выбирать преимущественно такое положение ключа на колке, при котором отклонение колка под действием ключа было бы направлено в сторону, противоположную натяжению струны. Соблюдать это условие нетрудно, так как профессиональный настроечный ключ имеет восьмигранное рабочее отверстие («звездочку») и благодаря этому может изменять положение на колке на 45°.

При настройке рояля рукоятку ключа по возможности следует ставить в положение, совпадающее с направлением струны или близкое к нему (см. рис. 7).

При настройке пианино рукоятка ключа направлена вверх. Наилучшими можно считать два положения: для левой руки — левее линии воображаемого продолжения струны, для правой — несколько правее.

Однако правильное положение ключа на колке лишь частично гарантирует гнездо вирбельбанка от перегрузки под действием бокового изгиба. Регулирование степени и направления бокового давления на рукоятку ключа при поворачивании колка требует также участия слухового и мышечного контроля.

Поворот колка без нажима рукоятки ключа вниз или подъема ее вверх дает плавное движение струны и является основным рабочим приемом в настройке.

В тех случаях, когда струна создает повышенное сопротивление повороту колка, можно использовать более сложный, комбинированный прием управления ключом, дающий возможность натягивать струну небольшими шагами без остановки в движении руки. Этот прием состоит из двух двигательных фаз. В первой фазе рука слегка нажимает рукоятку ключа вниз к струне и одновременно поворачивает его на предельно малую величину. Движения здесь совершаются под мышечным контролем, так как струна, как правило, не изменяет высоты звучания. Во второй фазе за поворотом колка следует плавный переход от нажима вниз к нажиму на рукоятку вверх. В этот момент происходит изменение высоты звучания и вступает в действие слуховой контроль. Затем звено из двух фаз повторяется снова.

Наряду с описанными приемами настройки необходимо овладеть навыками проверки стабильности положения струны. Небольшие толчкообразные усилия пальцев, направленные вверх и вниз, при эластичном состоянии кисти способны выявить струны, находящиеся в неустойчивом «равновесии», высота которых могла бы понизиться или повыситься во время игры пианиста.

Среди различных профессиональных приемов настройки одним из наиболее эффективных по бережливому отношению к колкам и струнам и по экономии физических усилий является прием микрошага, основанный на вибрирующем поворотном движении руки. Движение начинается с ряда непрекращающихся небольших вибраций руки. Вначале им противостоит трение колка в гнезде вирбельбанка. Путем плавного увеличения амплитуды вибрации достигается весьма малый угловой сдвиг колка, который ощущается рукой через ключ как щелчок. В этот момент чаще всего бывает необходимо мгновенно погасить усилие руки и проверить результат.

Читать еще:  Двери

Техника микрошага дает очень большую точность и устойчивость в настройке. Преимущества микрошага обнаруживаются, в частности, в том, что с его помощью можно добиться в несколько раз меньшего поворота колка, чем при обычном постепенном движении руки. В среднем сдвиг высоты при одном микрошаге равен 2-3 центам и может меняться от 0,5 до 5 центов, тогда как обычный прием плавного движения дает сдвиг обычно сразу на величину больше 5 центов. Правда, как правило, первые три-четыре микрошага еще не дают заметного сдвига высоты, струна (звучащий участок) начинает реагировать лишь на четвертый-пятый «щелчок» колка.

Обязательным условием микрошага является отсутствие напряженного состояния пальцев, кисти и корпуса во время работы. При этом в большинстве случаев локоть должен быть свободен и способен участвовать в вибрационных движениях всей руки.

В различной по характеру работе обеих рук нужно достичь их относительной независимости, свободы. Физические нагрузки правой руки, работающей с ключом, не должны сказываться на состоянии левой руки, находящейся на клавиатуре.

Настройщик должен владеть навыками игры левой рукой для исполнения контрольных интервалов и аккордов.

Очень важно освоить разную силу удара по клавишам. Тихое звучание способствует восприятию длящихся процессов и больше всего подходит для вслушивания в биения струн хорошего качества. Более сильное, резкое звукоиэвлечение направляет слуховое внимание на начальные моменты вспышки звука, на характер мгновенного созвука. Этим ударом нужно владеть при работе с нестройными струнами. Очень сильные повторяющиеся удары нужны для проверки устойчивости струн в хоре. Сила удара меняет характер созвука, поэтому сравнение ряда контрольных интервалов следует производить на одинаковом ударе.

Мы охарактеризовали лишь некоторые наиболее важные приемы работы с настроечным ключом. На практике используются и другие приемы, а также различные варианты описанных. Они возникают в самой работе, которая требует учета различий в конструкции и состоянии инструмента.

Ремонт и калибровка динамометрического ключа

В этой статье автор расскажет о том, как он отремонтировал и откалибровал свой динамометрический ключ, который перестал работать.

Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Сломалась трещотка. Он срезал болт. Так как ключ стоил довольно дешево в магазине автозапчастей, не было смысла отправлять его на «гарантийное обслуживание». Поэтому мастер решил разобрать его, чтобы посмотреть внутреннее устройство и выяснить, как он работает, и попытаться отремонтировать.
Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Шаг 1: гаечный ключ

Как можно видеть, это динамометрический ключ. Просто поверните ручку, чтобы установить необходимое усилие, которое выгравировано на рукоятке. Чтобы случайно не сбить регулировку, пока вы что-то затягиваете, на конце есть ручка, которая завинчивается, чтобы зафиксировать регулировку.

С помощью переключателя, храповик возвращается обратно, как обычный гаечный ключ с храповым механизмом, но щелчок действует только в направлении затягивания.

Этот ключ должен работать следующим образом: установите нужное усилие, поворачивая ручку до тех пор, пока гравировка на ручке не будет соответствовать вашим требованиям. Поверните ручку на конце, чтобы зафиксировать эту регулировку. Затем поместите головку на гайку и затяните болт / гайку, пока гаечный ключ не щелкнет.

Поскольку это «прецизионное» измерительное устройство, его следует использовать только для измерения усилия и затягивания до необходимого момента силы. То есть необходимо предварительно затянуть гайку / болт вручную, с помощью другого инструмента с храповым механизмом или гайковертом.

Принцип его работы довольно прост: головка с храповым механизмом соединяется с рычагом, удерживаемым на месте с помощью подшипника, опирающегося на выемку на этом рычаге под давлением пружины. Чем выше это давление, тем выше усилие, необходимое для преодоления сопротивления, исходящего от подшипника, выходящего из выемки. Как только это усилие достигнуто, рычаг «вырывается», «щелкая» по другой стороне основного корпуса гаечного ключа.


Для разборки необходимо ослабить фиксирующую ручку и выкрутить регулировочную часть рукоятки до тех пор, пока пружина не ослабнет.
Затем удалите калибровочную контргайку, которая находится на конце ручки. Это большая гайка, которая ввинчивается в калибровочную втулку, которая, в свою очередь, ввинчивается в рукоятку.

Шаг 3: Разборка Часть 2

Снимите калибровочную втулку с ручки. Втулка представляет собой металлический цилиндр с тонкой резьбой, с одним закрытым концом, который соединяется с поршнем, который оказывает давление на пружину.

Ввинчивая больше / меньше его в ручку, ключ можно откалибровать. Это работает путем регулировки натяжения пружины без регулировки самой ручки. В этой части также имеются отверстия для штифтов, которые работают с узлом ручки блокировки.

Чтобы снять калибровочную втулку с рукоятки, открутите ее, медленно поворачивая рукоятку до более высокого значения усилия ключа.

Поворот ручки должен позволить открутить гильзу, блокирующий узел может помешать этому, поэтому мы поворачиваем ручку. Не снимайте эту часть, если на пружине НЕТ давления; иначе вывалится пружина и всё, на что она давит.

Шаг 4: Разборка Часть 3




Теперь снимите ручку блокировки и весь узел регулировки с корпуса гаечного ключа. Как видно на рисунке, ручка блокировки, калибровочная втулка и поршень, предназначены для перемещения вверх и вниз вдоль прорези в корпусе гаечного ключа. Есть штифт, который удерживает поршень на месте, удерживая его от перекручивания и вытягивания. Сама ручка удерживает штифт на месте при нормальной работе.

Чтобы это разобрать, необходимо снять ручку. В поршне есть винт, который удерживает ручку блокировки от полного отвинчивания. Это также предотвращает выпадение штифтов, находящихся в калибровочной втулке.

Как только этот фиксирующий винт будет удален, ручка блокировки может быть полностью отвинчена от поршня. Тогда ручка, калибровочная втулка и поршень могут быть отделены друг от друга.

После снятия калибровочной втулки, рукоятку можно открутить полностью. После того, как ручка снята, штифт, удерживающий поршень на месте, легко удаляется. Остальные внутренние части затем легко вынимаются из корпуса гаечного ключа.

Шаг 5: Ручка блокировки и храповый механизм




Поскольку ручка блокировки затянута, это увеличивает давление на шайбу. Эта шайба проталкивает 4 штифта через отверстия в калибровочной втулке, чтобы взаимодействовать с прорезями, вставленными в поршень. После затягивания, штифты утопляются в канавки, фиксируя калибровочную втулку на месте, и, если калибровочная контргайка находится на месте, также фиксируют ручку на месте.

Это удобно при калибровке гаечного ключа, так как вам нужно заблокировать ручку блокировки, чтобы вернуть контргайку обратно на место, не поворачивая гайку калибровочной втулки (и, таким образом, теряя только что установленную калибровку).

Глядя на другие детали, которые освободились, видно, как регулировочная рукоятка просто все больше и больше натягивает большую пружину. Эта пружина толкает деталь роликового подшипника вниз, а также зазубренный конец рычага, который проходит от головки храповика.

Этот рычаг прикреплен к основному корпусу с помощью единого штифта, снизу возле головки, создавая рычаг. Сила, которую вы прикладываете к рукоятке, передается через пружину и подшипник на рычаг. Чем больше натяжение пружины достигается за счет регулировки рукоятки, тем выше усилие на подшипниковом узле, тем большее усилие необходимо для того, чтобы подшипник вырвался из выемки и чтобы рычаг «щелкнул» на другой стороне корпуса.

Когда усилие сбрасывается, давление пружины возвращает подшипник на место, вызывая еще один «щелчок».


Всё собирается в обратном порядке. Однако, главное, это убедиться, что подшипник установлен в правильной ориентации.
Проблема, из-за которой автор разобрал свой гаечный ключ, заключалась в том, что натяжение пружины было ослаблено до такой степени, что подшипник мог свободно скользить внутри гаечного ключа, и фактически поворачивался, поэтому он больше не сидел в канавке, а вместо этого просто лежал.

Поэтому гаечный ключ перестал щелкать. Перед тем, как собрать подшипник, убедитесь, что вы его почистили и снова смазали. Вставьте его так, чтобы основной роликовый подшипник был совмещен с канавкой, а сторона с шарикоподшипниками находилась напротив наклонной поверхности основного рычага. Наклон подшипникового узла должен совпадать с уклоном рычага.

Затем добавьте пружину, поршень, калибровочную втулку, стопорные штифты, шайбы, ручку и стопорный винт, стопорный штифт поршня и ручку. Основную контргайку не трогайте, пока не откалибруем ключ.

Шаг 7: Калибровка


Динамометрический ключ измеряет, какое усилие прикладывается перпендикулярно рычагу на известном расстоянии от точки поворота рычага. В случае затягивания болт / гайка, данное усилие, является точкой поворота. Измерения обычно в N*M или Ft-Lbs (иногда Kg-M) или в Lb для меньших сил. Чтобы откалибровать динамометрический ключ, вы должны установить известный «момент силы» и отрегулировать ключ. Он должен щелкать, когда момент силы превышает известную точку калибровки. Поскольку момент силы равен Ньютон * метр, мы просто немного посчитаем и настроим рычаг и вес.

Автор использовал гаечный ключ и пассатижи с фиксатором, а также гантели 40 фунтов (18 кг.), чтобы откалибровать его. Пассатижи с фиксатором фиксируются на головке торцевого ключа и имеют достаточно длинную рукоятку, чтобы создать известный момент силы с помощью гантели. Гантель опирается на рукоятку пассатижей с фиксатором на известном расстоянии от центра головки храповика (21 см). Это создает момент силы 18 *0,21 = 3,78 кг/м=37,07 Н*м.

Вся сборка опирается на закругленную головку с храповым механизмом, и вы можете попытаться поднять вес, используя гаечный ключ. Когда калибровка будет правильной, ключ будет щелкать прямо около 37,07 Н*м, когда вес едва поднимается. Обратите внимание, что это будет не совсем точно, и если требуется конкретный и точный момент силы, следует использовать реальную калибровочную установку. А этот метод самый быстрый и простой способ получить точный ключ в «полевых условиях».

Для этого затяните калибровочную гильзу до середины рукоятки. Установите ручку на 37,07 Н*м и проверьте момент силы. Если ключ щелкнет до того, как груз переместится, отведите ручку от пружины и снова затяните калибровочную втулку. Если вес можно поднять без щелчка, ослабьте калибровочную втулку. Повторите этот процесс подъема и регулировки, пока вы не будете едва поднимать вес. Как только этот параметр будет найден, затяните ручку блокировки, затем снова установите основную контргайку и затяните ее, чтобы зафиксировать калибровочную втулку на месте. Теперь ваш ключ должен вернуться в нормальное состояние.

Читать еще:  Простое приспособление для обрезки проводов

Другие калибровочные установки используют длинный стержень, прикрепленный к гнезду, которое соответствует гаечному ключу. Планка расположена горизонтально и может поворачиваться на головке храповика. Затем вес подвешивается к концу стержня с веревкой, и для настройки калибровки выполняется процесс, аналогичный описанному выше. Более профессиональные и точные динамометрические ключи просто вывешиваются под собственным весом, а циферблат отображает момент силы при оказании на ключ небольшого давления.

Шаг 8: Голова трещотки

Эта часть имеет мало общего с моментом силы динамометрического ключа. Гаечный ключ можно перенастроить от измерения момента силы при затягивании, к измерению при ослаблении (или измерять усилие для болтов и гаек с левой резьбой).

Головка храповика удерживается вместе двумя винтами, крепящими пластину к основному корпусу. После того, как винты будут удалены, пластина легко отрывается, обнажая внутреннюю часть головки храповика. Храповик работает с двумя поворотными подпружиненными металлическими прутьями, взаимодействующими со шлицами на самой головке.

Кулачок, прикрепленный к направляющему рычагу, отодвигает одну планку, чтобы контролировать направление вращения храповика. Поскольку динамометрический ключ защелкивается только в одну сторону, только одно направление может измерять момент силы.
Другое направление, это использование динамометрического гаечного ключа в качестве обычного гаечного ключа (не рекомендуется, так как это может вывести его из калибровки).

Чтобы изменить направление динамометрического рычага, просто снимите головку и переверните ее так, чтобы головка указывала на другую сторону гаечного ключа. Это возможно сделать, так как отверстия в пластине и головке идентичны.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Динамометрический ключ. Как пользоваться и какой выбрать?

Ошибочно предполагать, что ключ с регулируемым крутящим моментом затяжки (или, проще – динамометрический ключ) необходим только владельцам автомобилей. Управлять усилием затяжки резьбовых соединений требуется, в частности, при возведении сложных сборно-разборных металлоконструкций. Особенно в тех случаях, когда под руками лишь крепёж из пластичных малоуглеродистых сталей и сплавов, либо приходится использовать б/у болты: небольшое превышение момента затяжки – и головка метиза треснула, а грани гайки деформировались…

Устройство и разновидности

Динамометрический ключ – современная техническая альтернатива примитивным трубным удлинителям, пользование которыми не только малограмотно, но и опасно, поскольку сорвавшийся с трубы гаечный ключ – причина травмы. Классификация рассматриваемого инструмента производится:

  • По виду среды, обеспечивающей момент затяжки: это может быть воздух или жидкость.
  • По конструкции привода передачи крутящего момента и отсчётного механизма различают стрелочные и щелчковые динамометрические ключи.
  • По виду системы отсчёта — механической или электронной.

Все современные динамометрические ключи оснащаются измерительным датчиком, показывающим величину крутящего момента. Такой специализированный монтажный инструмент доступен в широком диапазоне реализуемых крутящих моментов, размеров и точности. Поэтому перед специалистом, который регулярно занимается слесарно-монтажными работами, рано или поздно возникает вопрос: динамометрический ключ – какой выбрать?

Как пользоваться динамометрическим ключом?

Приобретаемый инструмент нуждается в калибровке, поскольку точность показаний датчика фактического момента затяжки оказывается различной и определяется характером производимых операций.

Выбор типоразмера инструмента определяется точностью показаний. Если определяющим фактором является низкая стоимость и простота использования, то применяют динамометрический ключ в форме балки. Если точность и повторное использование более важны, то применяют щелчковый динамометрический ключ. Наибольшую точность затяжки покажет оснастка электронного типа.

При выборе типа ключа оценивают его технические возможности. Например, торговая марка Jonnesway предлагает широкий выбор щелчковых динамометрических ключей, которые включают в себя храповой механизм при различных формах рабочей головки, а её основной конкурент — King tony – помимо инструмента с механическим приводом производит ещё и электронные модели.

Главной позицией выбора типоразмера динамометрического ключа является заявляемый производителем диапазон усилий или крутящих моментов. Последовательность использования такова:

  1. Ознакомиться со схемой затяжки крепежа, которая приводится в инструкции.
  2. Очистить крепёж от грязи, жировых отложений и следов коррозии. Хват головки за повреждённые гайки или болты может быть ненадёжным. Также не нужно преждевременно смазывать нитки резьбы: это снизит трение и исказит результаты затяжки.
  3. Использование динамометрического ключа обычно рекомендуется после того, как соединение уже предварительно затянуто.
  4. При затяжке необходимо производить визуальный отсчёт показаний только под прямым углом.

Практика применения рассматриваемых видов монтажного инструмента отличается определёнными особенностями.

Стрелочный динамометрический ключ

Динамометрические ключи этого типа разработаны так, чтобы точно контролировать условия окончания затяжки. Когда нужное значение крутящего момента достигнуто, рукоятка плавно перемещается вхолостую. Такая конструкция предоставляет пользователю время для сброса давления на рукоятку. Точность составляет ±5% от заданного значения крутящего момента. С целью защиты механизма от грязи он снабжается резиновым сильфоном, а пластиковая рукоятка определяет местонахождение руки пользователя для повторного применения ключа по своему назначению.

Исходная калибровка инструмента производится на предприятии-изготовителе.

Щелчковый динамометрический ключ

Современный дизайн таких ключей разработан с целью достижения наибольшей оперативности применения. При требуемом значении параметра издаётся звуковой сигнал. Этот сигнал отличается от звука щелчка, который слышится в процессе приложения усилия. Защёлкивающийся гаечный ключ минимизирует путаницу при работе. В состав ключей щелчкового типа входит меньше движущихся компонентов, что повышает надёжность инструмента и снижает его износ. Ключи с защёлкой сохраняют калибровку гораздо дольше, чем ключи, имеющие стрелочное исполнение.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

При установке инструмента такого типа на боковой его стороне виден циферблат. По циферблату регулируют величину давления затяжки, соответственно при этом изменяется и величина усилия.

Используя ключ со щелчковым исполнением, необходимо последовательно:

  1. Осмотреть болт/гайку, чтобы установить предельный момент затяжки (рекомендуемые значения указываются в инструкции).
  2. Проверить относительное положение циферблата: соответствует ли он той метрической системе, которая будет использоваться.
  3. Установить посадочную головку, которая должна с лёгкостью защёлкиваться на головке болта. Диск зафиксировать.
  4. Начинать затяжку по часовой стрелке, применяя ровные и плавные ходы рукоятки. При повороте будет слышен характерный щелчок. Признаком окончания затяжки по моменту является ощущение того, что ключ самопроизвольно отталкивается от гайки.
  5. Выполнить считывание фактического усилия затяжки и сравнить его с требуемым.

После окончания работы, динамометрический ключ следует сбросить на ноль — это снизит давление на внутреннюю пружину и поможет сохранить её калибровку.

Электронный динамометрический ключ

Цифровые динамометрические ключи поставляются с более высокой технологичной точностью, оснащены цифровой индикацией показаний крутящего момента, а также визуальными, акустическими и сенсорными сигналами, которые предупреждают оператора при достижении заданного крутящего момента. Это предоставляет пользователям следующие преимущества:

  • Возможность применения при различных перенастройках крутящего момента.
  • Получение пользователем визуального (рукоятка вибрирует), акустического и сенсорного сигнала.
  • Программируемость настроек крутящего момента перед началом работ.
  • Фиксацию пиковых показаний на экране ЖК-дисплея в течение как минимум 15 с.
  • Возможность использования в шумной производственной среде.

Для программирования с целью получения предупреждающих сигналов оператор устанавливает нижний и верхний пороги крутящего момента. Они необходимы в случае, когда заданные пределы момента затяжки достигнуты или нарушены во время эксплуатации ключа.

Динамометрический ключ для автомобиля: как выбрать и как пользоваться?

Сегодня динамометрический ключ является весьма распространенным инструментом, который можно встретить как в автомастерских и СТО, так и в частных гаражах. Однако, несмотря на то, что этот предмет применяется уже много лет, многие автолюбители даже не догадываются о том как пользоваться динамометрическим ключом.

Что такое динамометрический ключ?

Динамометрический ключ используется для закручивания резьбовых соединений с определенным моментом затяжки (силы, усилием). Единицей измерения усилия является ньютон на квадратный метр.

Подобный инструмент необходим из-за того, что в данных по техническому обслуживанию автомобилей и других сложных устройств всегда предоставляются данные о том, с каким усилием необходимо затягивать те или иные соединения. В том случае если используемая сила больше или меньше рекомендуемых значений, это может вызвать серьезную поломку из-за сорванной резьбы или недостаточно затянутых гаек и винтов.

Соответственно крайне важно иметь возможность изначально выставить необходимую силу затяжки, именно для этого и был создан динамометрический ключ.

Обычный динамометрический ключ состоит из следующих частей:

  1. Рукоятки, которая изготавливается из пластика или резины;
  2. Металлический корпус;
  3. Квадрат для торцевых головок;
  4. Шкала на которой показывается усилие затяжки.

Шкала может выглядеть по-разному, в зависимости от типа ключа. Сегодня существуют следующие виды динамометрических ключей для автомобиля.

КОНСТРУКЦИЯ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКОГО КЛЮЧА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

  • Стрелочные динамометрические ключи оснащаются шкалой со стрелкой. Они сравнительно недороги, но при этом обладают погрешностью в измерениях в районе 6-8%. Они подходят только для работ, которые не требуют высокой точности при затяжке соединений;
  • Щелчковые динамометрические ключи, также известные как «предельные». В этом случае необходимо накрутить в основание ключа движимую рукоятку до того момента, когда она не дойдет до нужной отметки усилия. Они имеют меньшую погрешность в районе 4% и активно используются в СТО;
  • Электронные обладают наибольшей точностью и являются лучшим вариантом динамометрического ключа для авто. Их погрешность составляет около одного процента, и имеют такие функции как выгрузка данных в Excel, программирования последовательности действий и пр.

Отдельно стоит сказать о щелчковых ключах. У некоторых из них не одна шкала, а две – вертикальная и горизонтальная. При этом на числа на горизонтальной шкале обозначают, сколько Ньютонов добавится к усилию, отмеченному на вертикальной шкале. То есть, если на вертикальной шкале будет выбрано число «112», а на горизонтальной «4», то мы получим усилие в 116 Ньютонов на метр (112+4).

Также очень важно помнить о том, что у стрелочных динамометрических ключей нет ограничения по силе затяжки. Они могут только показывать ваше усилие. Соответственно если в какой-то момент вы превысите разрешенный крутящий момент, то это может серьезно повредить деталь.

КЛЮЧ ТОРСИОННОГО ТИПА С НЕПОДВИЖНЫМ СТРЕЛОЧНЫМ УКАЗАТЕЛЕМ

Как выбрать динамометрический ключ?

Выбор динамометрического ключа для автомобиля во многом зависит от того, какие именно цели вы преследуете. Разбег стоимости у динамометрических ключей не самый большой, и, тем не менее, встречаются как бюджетные, так и дорогие модели.

Читать еще:  Планировка санузла

Разумеется, самым дорогим вариантом являются электронные динамометрические ключи. Однако перед покупкой такого инструмента имеет смысл задуматься о том, нужна ли вам такая высокая точность?

Говоря вкратце, выбор динамометрического ключа для автомобиля, во многом зависит от того, что именно Вы планируете делать с его помощью. Если делать в гараже только работы, не требующие высокой квалификации и точности всех действий, то вполне хватит недорогой стрелочной модели.

Для более точных работ подойдут предельные динамометрические ключи, которые обладают приемлемой стоимостью, и возможностью выставить нужное усилие с допустимой погрешностью.

Модели с электронной системой имеет смысл приобретать, только если планируется проведение работ, требующих особой точности. Как правило, такие инструменты используются только в специализированных мастерских.

ЩЕЛЧКОВЫЙ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ

Очень важно, чтобы ключ был изготовлен из качественных, прочных материалов. Особенно это важно для стрелочного динамометрического ключа, поскольку у него нет ограничения по усилию, соответственно, если оно будет превышено, то инструмент может сломаться.

Также стоит обратить внимание на размер квадрата торцевой головки, поскольку именно от него зависит то, какие гайки и болты вы сможете затягивать при помощи ключа.

Выбор диапазона рабочего усилия

Достаточно важным моментом является выбор усилия в определенном рабочем диапазоне. Среди существующих моделей имеется несколько самых распространенных диапазонов усилия, в зависимости от размера квадрата для торцевых головок.

  • От 0,5 до 2,5 килограмм, при квадрате 1/4;
  • От 1,9 до 11 килограмм, при квадрате 3/8;
  • От 4,2 до 21 килограмма, при квадрате 1/2;
  • От 7 до 35 килограмм, при квадрате 1/2;
  • От 8 до 40 килограмм, при квадрате 3/4;
  • От 10 до 70 килограмм, при квадрате 3/4;
  • От 14 до 98 килограмм, при квадрате 1.

При выборе динамометрического ключа для вашего автомобиля лучше будет, если все необходимые для вас нагрузки, находились в пределах рабочего диапазона. И естественно очень важно, чтобы размер квадрата подходил для ваших задач.

КЛЮЧ С ЭЛЕКТРОННЫМ ИНДИКАТОРОМ

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

Как уже было сказано, динамометрические ключи используются для затяжки резьбовых соединений с определенным усилием. В основном все они предназначены для затягивания по часовой стрелке, хотя встречаются и модели, предназначенные для затягивания против часовой стрелки. Также имеются ключи, у которых можно переключать присоединительный квадрат на разные стороны для того, чтобы ими можно было пользоваться в обе стороны.

Важно помнить о том, что динамометрический ключ не рекомендуется использовать в качестве обычного воротка, поскольку это серьезно увеличит износ предмета. Кроме того, достаточно важно откручивать ручку в нулевое положение после работы. Ведь если оставить её в сжатом положении – это приведет к ухудшению точности выставления усилия затяжки.

Использование щелчковых динамометрических ключей

Как уже было сказано, предельные динамометрические ключи обладают лучшим сочетанием стоимости и точности устанавливаемого усилия. Именно поэтому, они пользуются наибольшей популярностью.

Естественно для того, чтобы использовать этот инструмент по назначению, необходимо уметь правильно выставлять оптимальное усилие. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. Отпустить стопорную гайку;
  2. Установить необходимую нагрузку на шкале при помощи вращающейся рукоятки;
  3. Зафиксировать положение при помощи стопорной гайки.

После того, как вы совершите все эти действия, динамометрический ключ будет готов к работе. При достижении выставленной нагрузки будет раздаваться характерный щелчок.

Использование электронных динамометрических ключей

Динамометрический ключ в комплектке с набором насадок

Как уже было сказано, главным преимуществом электронных ключей является возможность максимально точно настроить усилие, с точностью до десятой, а порой и сотой доли Ньютона. Это можно сделать, как и при помощи кнопок на контрольной панели с жидкокристаллическим дисплеем, так и подключив инструмент к компьютеру при помощи специального кабеля. Достаточно полезной функцией является возможность сохранять настройки в пресеты, и просто переключать их. Это позволяет серьезно сэкономить время настройки.

Кроме того, у электронных ключей существуют функции сохранения и распечатки данных затяжки, а также другой информации необходимой для работы.

Использование стрелочных динамометрических ключей

Поскольку стрелочные ключи не имеют ограничителя усилия, то при их использовании необходимо соблюдать крайнюю осторожность. Ведь если приложенные вами силы будет слишком велики, то можно не только сорвать резьбу, но и повредить инструмент.

Во время затягивания при помощи стрелочного ключа, стрелка остается неподвижной, но при этом смещается сама шкала, демонстрируя приложенное усилие.

Профилактика динамометрических ключей

Как и любой механический инструмент, от которого требуется высокая точность, динамометрический ключ должен время от времени проходить профилактический осмотр и калибровку. В идеале, точность динамометрических ключей должна проверяться через каждые десять тысяч применений, либо один раз в год.

Какой динамометрический ключ лучше купить для автомобиля. Выбор фирмы и тест моделей

Динамометрический ключ для автомобиля — специальный инструмент для затяжки резьбовых соединений на заданный момент (усилие). Момент затяжки контролирует специальный механизм внутри корпуса изделия, в зависимости от типа специнструмента он может отличаться.

В современных автомобилях для узлов регламентируют требования по затягиванию резьбы при сборке механизмов, от этого зависит надежность, безопасность в эксплуатации, а так же срок службы деталей и точность сопряжения элементов.

Моментный ключ – полезное приспособление для автомобиля, которое обязательно в наличии у каждого. У автомастеров и автолюбителей при выборе и покупке возникают вопросы по фирме и модели, поэтому в данной статье раскрыто следующее:

  • лучшие виды ключей для автомобиля их принцип действия и устройство;
  • какой ключ лучше и как конкретно выбирать инструмент для автомобиля;
  • на что обратить внимание при покупке;
  • на каких производителей ориентироваться, выбор лучших по обзору;
  • какие цены в 2019 году.

В предыдущей статье, где говорилось про момент затяжки подшипника передней ступицы, вкратце было рассказано и о разновидностях динамометрических ключей. Тут мы подробнее рассмотрим устройство и принцип работы, сделаем обзор лучших динамометрических ключей для автомобиля и выберем варианты для покупки.

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению

Ручной и слесарный инструмент, в том числе и динамометрические ключи для автомобилей широко представлены в торговых точках. Делятся данные изделия на 4-5 видов и различаются: по исполнению, конструкции, принципу работы. В обзоре рассмотрим четыре типа динамометрических ключей четырех производителей, далее определим, какой лучше выбрать для ремонта автомобиля.

Динамометрический ключ предельного типа регулируемый

Предельный или щелчковый — распространенный тип динамометрического ключа. Функциональность и доступность в цене — главные качества. Работают по принципу предварительной установки значения крутящего момента.

После достижения заданного значения срабатывает механизм, раздаются щелчки, далее ключ перестает передавать момент на головку. Конструкция представляет собой вид «трещотки», к которой присоединяется насадку на квадрат и фиксируется переключателем.

В рукоятке расположен регулировочный механизм со шкалой (основная и вспомогательная). Настраивается приспособление инструкции (смотрите видео ниже). Продаются так же упрощенные по регулировке аналоги, как на фото ниже.

Погрешность точности такого ключа колеблется в пределах 3-5%, продаются и ключи поточнее, но их стоимость выше. При выборе предельного динамометрического ключа для автомобиля обращайте внимание на предел (интервал) момента, поэтому перед покупкой ориентируйтесь на потребности. Изучите регламентируемые моменты затягивания резьбовых соединений у автомобиля.

Средний диапазон min значений варьируется 0,5 -15 НМ, max 3 — 100 НМ и более.

Видео-инструкция по настойке

Из минусов приспособления отмечаем тот факт, что если нет опыта работы, то при срабатывании щелчкового механизма произойдёт перетяжка резьбы. Так же сбиваются регулировка после нескольких операций, поэтому за этим приходится следить.

Динамометрические ключи стрелочные

Динамометрический ключ со стрелочным индикатором, который показывает величину прикладываемой силы, работают по принципу динамометра. Устройство динамометра встроено в корпус, а стрелка и индикатор расположена сверху прибора. Квадрат для присоединения головок и насадок расположен на верхней части.

Минус изделия заключается в том, что приходится улавливаться требуемое усилие, поэтому и точность приспособления ниже, чем у других типов специнструмента. Единственный ограничитель затяжки – это остановка стрелки при достижении нужной величины прикладываемой силы.

Для эксплуатации автомобиля это не лучший вариант, чаще «стрелочный» используют в других отраслях.

Плюсы данного изделия:

  1. Не высокая стоимость из-за конструкции.
  2. Повышенная прочность и надежность, так как инструмент выполнен из цельной и закаленной стали.
  3. Рабочий интервал ограничен только шкалой (0-300 Н*М).

Цифровой динамометрический ключ

Инструменты с цифровой индикацией – дорогостоящие, но является лучшими и точными, из-за полезных дополнений:

  • встроенная память;
  • разнообразие в настройке;
  • подключение к компьютеру и калибровка;
  • дата, время, марка автомобиля;
  • количество использований ключа;
  • вибрация или звуковой сигнал в процессе работы.

Конструкция цифрового приспособления для затяжки представлена на фото. Состоит тестируемый образец из стандартного корпуса, рабочей частью с присоединительным квадратом. Жесткий стержень с механическим устройством внутри нужен для определения момента, а так же внутри расположен связующий элемент-датчик для передачи данных на цифровой дисплей.

Ключ-адаптер динамометрический

Адаптер-динамометр – электронное устройство с механическим приводом, которое присоединяется к трещотке, на переходник вставляют головку или другую насадку. В зависимости от комплектации в набор содержит дополнительные переходники. Так же продаются наборы с несколькими адаптерами, которые различаются по интервалам моментов.

На адаптере расположен цифровой дисплей, а ещё кнопки, чтобы сделать настройку. Принцип работы схож с электронным изделием, описанным выше. Внутри стоят аккумуляторы, корпус выполняется из прочного пластика. Главный плюс адаптера — это универсальность.

Стоимость сопоставима со среднестатистическим механическим динамометрическим ключом. Переходник популярен в 2016 году и будет одним лучших выборов при покупке, упростит обслуживание автомобиля.

Какой фирмы динамометрический ключ лучше и как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Динамометрический ключ подбирается исходя из потребностей. Для обслуживания автомобиля в гараже подойдет механический с ограничителем или стрелочный, для автосервиса рассматривается цифровой вариант.

Обзор лучших динамометрических ключей, представленный в статье, поможет вам определиться с выбором конкретного типа и производителя. Остановится на лучшем динамометрическом ключе вы сможете изучив дальнейший материал статьи.

Модели в обзоре протестированы непосредственно при затяжке резьбовых соединений узлов автомобиля, с min и max усилиями. В подведении итогов выбираем лучший динамометрический ключ для автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector