Почти динамометрический ключ своими руками

Почти динамометрический ключ своими руками

Почти динамометрический ключ своими руками

Часовой пояс: UTC + 2 часа

Правила форума

При создании темы, копирайтом, активная ссылка на источник и указание автора ОБЯЗАТЕЛЬНА!

ПРОСТО ССЫЛКИ БУДУТ УДАЛЕНЫ

Динамометрический ключ в домашних (гаражных) условиях

На днях возникла необходимость в динамометрическом ключе. (Если кто не знает он нужен для того чтобы затягивать гайки нужным усилием чтобы не было недотяжек и перетяжек и как следствие сорванной резьбы или разболтанных/негерметичных соединений). Озадачился вопросом его приобретения. Походил по рынку посмотрел на цены. Был немного разочарован скудностью ассортиментом выбора и адекватностью цен.
Получается, что обычному автолюбителю за то чтобы завинтить несколько гаек нужным моментом нужно отдать несколько сотен гривен. Как вариант можно конечно обратиться на СТО. Но я всегда придерживаюсь мнения что никто не может сделать лучьше если это можешь сделать сам. Цены на ключи были разные: За динамометрический ключ со стрелкой неизвестного производства с моментом затяжки 0-25 Нм просили гривен 50. Ключ с более совершенным механизмом который не позволяет перезатянуть, он щелкает и проворачивается при достижении нужного момента затяжки, стоил от 150 гривен, тоже непонятного производства и непонятно сколько он прослужит и насколько он точен к тому же диапазон моментов был от 30 и больше (до 100 кажись). Тот который был в диапазоне 0-25 Нм стоил дороже. Потом я поискал по интернет-магазинам и также не нашел ничего доступного. Нашел разного рода фирменные и электронные ключи со стрелочками и без, цена которых измеряется сотнями баксов. При этом почти ни у тех ни у других типов нет широкого диапазона измерения момента затяжки. Как правило чтобы иметь диапазон например 0-100 Нм нужно покупать аж 2 ключа или выложить много баксов за один мега ключ. В общем жаба меня задавила. Поэтому решил подойти к этому вопросу немного с другой стороны.

Теоретически 1 Н•м — это момент силы, который производит сила 1 Н на рычаг длиной 1 м.
Простым языком сила 1 Н это приблизительно усилие которое создает 0,1 Кг приложенный перпендикулярно к концу метрового рычага.

Естественно усилие 10 Н*м будет эквивалентно усилию 1 Кг * М

Получается чтобы затянуть гайку например на 10 НМ нужно взять рычаг длинной 1 М и приложить к нему усилие 1 Кг.

Теория понятна, нужен рычаг и динамометр.

Рычаг. Тянуть за рычаг 1 М чтобы завинтить гайку в автомобиле это не всегда и не совсем удобно. Нужен более короткий рычаг, следовательно прийдется прилагать немного бОльшее усилие. Во сколько раз короче рычаг во столько раз и бОльшее усилие нужно прикладывать к рычагу.

Динамометр. Обычные бытовые весы типа «кантер» которыми взвешивают овощи фрукты рыбу и т.д. в домашних условиях. У них с одной стороны кольцо потом пружина со шкалой в килограммах дальше крюк к чему подвешивать взвешиваемый груз. Предпочтительней кантер с круглым стрелочным циферблатом, потому там бОльшая точность.

Итого, реальное решение вопроса в бытовых условиях если нужно что-либо затянуть нужным моментом:
1. Рычаг — любая трубка длинной 50 См (пол метра) если пространство где находится деталь позволяет. Или 33 см (треть метра) если длинной не подобраться к детали не совсем удобно. Диаметр трубки подбираем так чтобы она одевалась на ключ (можно даже чуть большего диаметра с запасом главное чтобы ней можно было ключ поворачивать как рычагом). Или если пользуетесь трубочным ключом то чтобы трубка-рычаг налазила на вороток ключа и тоже чтобы потом можно было без соскальзывания провернуть за рычаг.

2. Динамометр — бытовой кантырь. Обычно они бывают 10 Кг или 20 кг, чем меньше максимальное количество Кг на шкале тем теоретически точнее будет измерение но это смотря с каким максимальным моментом нужно затягивать.
Для рядового пользователя обычный кантырь на 10 Кг при рычаге пол метра даст возможность затягивать гайки в с моментом от 0 до 50 Нм ((50 Нм / 10) * 2 = 10 Кг). Тот же кантырь 10 Кг при рычаге треть метра (33 См) даст возможность затягивать гайки моментом от 0 до 33 Нм ((33 Нм/10) * 3 = 10 Кг)

Для суперпродвинутых пользователей подойдет кантырь на 20 Кг со стрелкой и круглым циферблатом. При длинне рычага пол метра он позволит затягивать гайки до 100 !Нм (100 Нм/ 10 * 2 = 20 Кг).
Если силы в руках мало и нужен максимальный момент 100 Нм и одна рука не может выжать 20 Кг то можно удлиннить рычаг до 1 м, усилие возрастет пропорционально.

При длинне рычага 33 см (треть метра) и кантрыре 20 Кг получается наиболее оптимальный вариант, позволяет затягивать гайки от 0 до 66 Нм что вполне подходит для большинства задач.

Я для себя выбрал бытовой кантырь 20 Кг со стрелкой (стоил гривен 30 на базаре) и трубочный рычаг длинной 50 См и диаметром 2.5 см (налазит на большинство ключей а также при таком диаметре еще можно надевать на вороток например трубочного ключа). Эта комбинация дает запас усилий 0..100 Нм. Сколько килограм нужно надавить чтобы получить нужный момент для именно этого рычага 50 см рассчитывается просто:
10 Нм = 2 Кг
20 Нм = 4 Кг
30 Нм = 6 Кг
40 Нм = 8 Кг
50 Нм = 10 Кг
и т.д.

Также навсяк случай заготовил более компактную трубку длинной 33 См. Более оптимальный вариант на мой взгляд. Для нее действуют следующие правила
10 Нм = 3 Кг
20 Нм = 6 Кг
30 Нм = 9 Кг
40 Нм = 12 Кг
50 Нм = 15 Кг
и т.д.

Например свечи затягиваются моментом 30 Нм, тут динамометрический ключ может помочь не сорвать резьбу. Хотя этот вопрос решается и без динамометра примитивным способом — доворачиванием на нужный угол (как советуют старые свечи на 15 градусов, новые на 90 градусов). Хотя некоторые «сервисмены» затягивают свечи так что потом не открутишь или открутишь но с частью резьбы на свече или недотягивают их вообще что тоже не есть гуд. Но в других местах двигателя/кузова бывает без динамометра не обойтись.

Читать еще:  Клематисы: посадка и уход

Работает это так. Один конец трубки-рычага одевается на ключ за другой конец трубки цепляется кантырь (можно дырочку в трубке просверлить для удобства крепления или какое ушко прикрутить в общем как получится) и дальле одной рукой придерживаем ключ с надетой трубкой другой рукой тянем за кантырь перпендикулярно к трубке (или другими словами по касательной к кругу по которому движется ключ вместе с трубкой); смотрим на стрелку, как только достигнут нужный момент в килограммах — останавливаемся.

Преимущества рычага-трубки перед другими конструкциями (одна из причин почему я не купил примитивный стрелочный динамометрический ключ с четырехгранником): трубка одевается на все что угодно, будь это обычный ключ, разводной ключ, шестигранный ключ, вороток трубочного ключа, боковина отвертки с т-образной рукояткой и т.д. Чего не скажешь про обычные динамометрические ключи к которым нужны переходники их просто так в бытовых условиях не оденешь на свой инструмент.

Возможно описаный выше способ пригодится еще кому-нибудь. Во всяком случае для себя эту проблемму с динамометрическими ключами и моментами затяжки я кажись решил. Для мелких ремонтов думаю этого хватит. Для крупных ремонтов где нужен большой опыт и большой обьем работ — есть СТО и от этого никуда не денешься. Покрайней мере теперь на так пугает отвинчивание гаек которые потом нужно будет завинчивать необходимым усилием в X Нм согласно инструкции.

Динамометрический ключ своими руками

Зачастую автомобиля являются предметами трепетного отношения со стороны своих хозяев. И это не просто так – стоимость ремонта и технического обслуживания не позволяет владельцем безалаберно относиться к своим машинам. Конечно, если потребовался ремонт, лучше доверить его сервисной станции. Но в наши дни появляется все больше людей, которые предпочитают самостоятельно проводить ремонт своего транспорта. Такие люди полагают, что кроме них, никто не сможет понять «душу» их железного коня. Каждый из таких мастеров располагает огромным количеством всевозможного технического инструмента, который обеспечивает качественное и надежное обслуживание авто. К примеру, для того что бы ни нанести повреждений резьбе или не скрутить головку болта при установке колеса применяют такой девайс как динамометрический ключ. Помимо этого динамо ключ позволяет ускорить и упростить сам процесс установки колес. Давайте рассмотрим ниже, как сделать динамометрический ключ своими руками.

В салоны, где продается технический инструмент и запасные части для машин, предлагают автолюбителю большой выбор разновидностей динамометрических ключей. Наиболее распространённый и простой тип – это прибор стрелочного типа. Строение данного устройства весьма простое: шкала, на которую нанесены деления, прикреплена к рукояти. Так, когда достигается нужное усилие, которое прикладывается к болту, стрелка прибора отмеряет значение силы, которую приложил человек. Таким образом, детали авто получают дополнительную защиту от механических повреждений.

Другой распространённый тип динамометрических ключей – инструмент предельного типа. Их главное достоинство заключено в отсутствии необходимости контроля прилагаемого усилия и наблюдения за шкалой. Как только усилие, прилагаемое человеком, достигнет максимально разрешенного значения, устройство просто подаст звуковой сигнал. Дополнительное преимущество приборов данного класса – возможность использования для соединений с разным направлением резьбы.

И, наконец, последний тип динамометрических ключей, который можно охарактеризовать как достижение современной техники – дисплейный инструмент. Главное достоинство данного типа ключей – возможность произвольного программирования пределов прилагаемых усилий. Данные по работе человека выводятся на дисплей. Данное устройство стоит не малых денег и целесообразно покупать только владельцам станций технического обслуживания.

У многих начинающих автолюбителей довольно часто возникает вопрос о том, как правильно использовать динамометрический ключ. Для правильного ответа на данный вопрос стоит отметить, что каждый динамометрический ключ, который продается в магазинах, имеет свое руководство по эксплуатации, в котором указано пошаговое описание необходимых для работы с инструментом действий, а так же диапазон рабочих величин. Для того, что бы исключить быстрый выход из строя инструмента, а так же иметь возможность использовать все возможности, которые предоставляет динамометрический ключ, нужно блюсти несколько простых советов:

  1. При покупке ключа, нужно отдавать предпочтение такому, в котором необходимое человеку усилие располагается в среднем диапазоне между двумя критическими отметками.
  2. Как и все измерительные приборы, динамометрический ключ нуждается в тестировании, калибровке и в случае необходимости – перенастройки его показателей.
  • При работе с ключом настоятельно рекомендуется не превышать максимальные значения усилий, которые может измерить ключ. В противном случае он просто выйдет из строя.
  1. После окончания работы, динамометрические ключи необходимо осматривать на предмет наличия повреждений. Хранение ключа необходимо осуществлять с установленным нулевым значением.

Если пренебречь этими правилами, то динамометрический ключ быстро выйдет из строя и утратит свою работоспособность. Когда мы разобрались с тем, что такое этот девайс, поговорим о том, как сделать динамометрический ключ своими руками.

Если по каким-либо причинам приобретение производственного динамо-ключа не возможно, то его можно сделать своими руками. Для измерителя силы – динамометра можно использовать обыкновенные весы на пружине — безмен. Самым приемлемым вариантом для большинства случаем будет применение безмена на 20 килограмм и использование трубки длиной в 50 см. Стоит сказать, что диаметр трубы необходимо подбирать таким образом, чтобы на нее можно было без особых усилий надеть ключ. На другом конце трубы проделывают несколько отверстий, которые необходимы для установки безмена. Он устанавливается в плоскости, перпендикулярной трубе. Такая импровизированная конструкция, позволит затягивать болты и гайки с общим моментом закручивания до 100 Нм.

Главное достоинства конструкции самодельного динамометрического ключа заключается в его универсальности. Его можно легко надеть на разводные и обыкновенные ключи. Он превосходно подходит для шестигранников и воротников трубочных ключей. Инструмент такой абсолютной универсальности, вы не сможете найти ни в одном магазине. Но, даже при всех своих достоинствах, он имеет ограничения, которые основываются на сложности оперирования сложной конструкцией. Так что, если нужны серьезные работы с двигателем, лучше доверить данную процедуру профессиональным мастерским.

Читать еще:  Крепление под гибкий вал для сетевой электродрели

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

Закручиваем болты правильно

Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.

Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:

  1. Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
  2. Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.

Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].

Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.

После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.

Wikipedia

Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.

Инструменты для контроля момента затяжки

Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:

  • Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.
    Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью
  • Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.
    Цифровой динамометрический ключ — самый точный
  • Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.

Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании

Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.

Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно

При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:

  1. Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
  2. На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
  3. Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.

Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.

Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.

Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.

Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом

Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:

  • обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
  • отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.

Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.

Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего.

Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками

Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

Чтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные.

Динамометрический ключ своими руками

Безалаберное отношение к ремонту транспортного средства зачастую становится причиной возникновения различных серьезных проблем. При самостоятельном проведении работы довольно часто приходится использовать специальный инструмент, позволяющий контролировать величину приложенной силы. Самодельный динамометрический ключ изготавливают для повышения качества проводимых ремонтных работ.

Определение динамометрического ключа

Сегодня в специализированных магазинах можно приобрести рассматриваемый инструмент нескольких типов. Наиболее распространен стрелочный тип. Его особенности заключаются в нижеприведенных моментах:

  • Конструкция достаточно проста, что и определяет надежность.
  • На шкале указывается то, какое усилие передается во время работы.
Читать еще:  Отделка стен ГВЛ своими руками

Встречаются варианты исполнения предельного типа, которые при достижении требуемого усилия оповещают об этом сильным щелчком. Ремонт динамометрического ключа щелчкового типа своими руками достаточно сложен, поэтому многие решают изготовить подобное устройство своими руками. Домашний вариант исполнения будет обладать меньшей эффективностью, но при этом может быть проведена калибровка динамометрического ключа своими руками.

Изготовление своими руками

Домашний динамометрический ключ основан на законах физики, которые изучают еще в школе. Прикладываемая сила выражается в ньютонах на метр, а степень усилия может регулироваться в зависимости от длины рычага. Стоит учитывать, что для создания определенного усилия в разных случаях требуется различная длина рычага. Главное условие — этот показатель должен измеряться.

Среди особенностей по созданию рассматриваемого типа инструмента своими руками отметим:

  • Для измерения прикладываемой силы зачастую используется динамометр. Самодельный инструмент можно создать при использовании обычных пружинных весов с циферблатом и крючком. Рекомендуется выбирать модель с круглой школой, так как они более точные.
  • В качестве рычага в большинстве случае выбирается труба с длиной 0,5 метра и диаметром 2,5 см.
  • На обратном конце используемого рычага создается два отверстия, которые потребуются для установки импровизированного динамометра.

Подобная конструкция может использоваться для создания момента около 100 Н/м. При необходимости можно отрегулировать ключ, для чего используется несколько иная труба. Достоинством является универсально в применении, недостатком — довольно большие размеры, которые не позволяют комфортно выполнять работу в труднодоступных местах, к примеру, под капотом.

Особенности использования ключа

Все ключи, которые приобретаются в магазине, должны иметь подробную инструкцию по применению. Производитель должен указать рекомендации по настройке устройства.

Для того чтобы избежать поломки и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами приобретаемого устройства для закручивания крепежных элементов с контролем прилагаемой силы следует уделить внимание на нижеприведенные моменты:

  1. Рекомендуется при приобретении подбирать инструмент так, чтобы требуемое усилие находилось в рекомендуемом диапазоне, ближе к середине. Есть смысл в приобретении универсального устройства, которое подойдет для решения различных задач.
  2. Довольно распространенным вопросом можно назвать то, как проверить динамометрический ключ своими руками. Подобное устройство относится к измерительным, и его следует периодически проверять, корректировать значение получаемых показателей.
  3. Если при эксплуатации превысить максимальное значение прилагаемого усилия, то велика вероятность появления неисправности. Поэтому крайне не рекомендуется превышать максимальный показатель, указываемый производителем в инструкции по применению или нанесенный на шкале измерения.
  4. Многие модели предназначены для бережного использования. Другими словами, удары и другое воздействие может стать причиной появления дефектов корпуса. Именно поэтому после каждого применения рекомендуется проводить осмотр конструкции на предмет появления неисправности. Своевременный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации изделия.
  5. Хранить изделие следует в соответствии с рекомендациями производителя.

Что касается самодельного варианта исполнения конструкции, то она менее прихотливая в применении и хранении. Слабым звеном можно назвать весы, которые восприимчивы к ударам и другому небрежному отношению. Именно поэтому после использования самодельного ключа рекомендуется его разобрать и хранить динамометр в защитном контейнере.

Почти динамометрический ключ своими руками

Около полугода назад, я разжился замечательным и недорогим динамометрическим ключом Force 5-25 Нм. Сразу после покупки попробовал затянуть им несколько болтов, в качестве теста, и отложил его на полку, ведь ТО мотоцикла планировалось еще не скоро. Через пол года, когда ключ понадобился, я с ужасом обнаружил, что после последнего использования, я забыл выкрутить вороток в нулевое положене… получается все это время инструмент лежал в «напряженном» состоянии…

«На точность измерений это вряд ли повлияет в лучшую сторону», подумал я, и решил подвергнуть ключ нехитрому тесту. Дабы понять, можно ли продолжать пользоваться этим инструментом, или же моя невнимательность привела к его порче… Для проверки, нам понадобиться обычный бытовой «безмен», и 10 минут свободного времени. Кому интересно, добро пожаловать под кат! )))

1) Первым делом проверим точность весов. В «паспорте» к весам указана точность измерения +-10 грамм. Однако, не будем верить на слово производителям, и взвесим на них два литра холодной воды… Весы оказались достаточно точными, приступаем к шагу два…

2) Возьмем болт на 8, накрутим на него две гайки ( одну до самой шляпки болта, а вторую лишь немного «наживим»), зажмем в тиски, затянем болт до предела обычным длинным воротком ( моментом затяжки явно больше 25 Нм).

3) Насадим ключ на подготовленный болт так, чтобы вороток смотрел либо вверх, либо вниз (да, удобней проводить измерения когда вороток ключа располагается горизонтально, но в этом случае расчеты сильно усложняются).

4) Выставляем на ключе любой момент затяжки, и плавно, постепенно тянем крюком безмена за заранее выбранное, приметное место на воротке, до тех пор пока ключ не сработает. Запоминаем показания весов, в момент срабатывания ключа. Направление силы, с которой мы тянем наш безмен, должно быть строго перпендикулярно воротку ключа. После этого замеряем расстояние от центра головки нашего ключа до того места на воротке, к которому мы прикладывали силу. Эксперимент необходимо повторить несколько раз, для разных значений момента затяжки. У моей модели ключа, длина воротка меняется, в зависимости от выставленного момента, поэтому измерение плеча ( расстояния от центра головки ключа до точки приложения силы) я производил после каждой смены момента затяжки. Заносим полученные результаты в таблицу, для удобства и наглядности.

5) Производим расчет экспериментальных значений момента затяжки по формуле: М = m*g*l
где M — искомый теоретический момент затяжки ( Нм ), m — показания нашего безмена( Кг), l — плече (м), g — ускорение свободного падения.

6) Сравниваем полученные теоретические результаты, с моментами, выставленными на ключе. Я проводил измерения для 5, 7, 10, 15, 20 и 25 Нм.
Для моей модели ключа, производитель заявил допустимую погрешность в 4%. Мы видим, что полученные значения укладываются в эту погрешность.

Вывод: ключ исправен и пригоден для использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector