Потек шаровый кран через шток

Потек шаровый кран через шток

Латунные шаровые краны: конструкции сальниковых узлов

Доп. информация

  • Читайте также: Латунные шаровые краны: предыстория появления и материал корпуса

Что делать, чтобы не потратить деньги впустую и не купить подделку или, просто, не очень качественный и не очень надежный шаровый кран.

В предыдущей статье мы говорили о материале, из которого изготавливаются современные шаровые краны – это латунь. А сегодня, наша публикация посвящена рассмотрению конструкций сальниковых узлов латунных шаровых кранов.

Сальниковые узлы

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Ниже представлены основные конструкции сальниковых узлов.

Шток 1 вставлен изнутри. Два одинаковых сальниковых кольца 4 из эластомера. Самый простой и дешевый узел.

Недостатки узла

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками

Шток 1 вставлен изнутри. Два сальниковых кольца: нижнее 4б – из FPM и верхнее 4а из NBR.

Недостатки узла

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками.

Описание

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу, что потребовало установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4.

Недостатки узла

Узел, условно, ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. элемент. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Шток 1 вставлен изнутри. В роли сальниковой выступает обычная гайка 3 с внутренней резьбой. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4.

Недостатки узла

Узел, условно, ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. элемент. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2.

Недостатки узла

Узел ремонтопригоден. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки.

Шток 1 вставлен снаружи и имеет прижимной буртик 6. Сальниковая гайка 3 с наружной резьбой имеет выборку под буртик штока. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2.

Недостатки узла

Узел ремонтопригоден. Возможно выбивание штока давлением рабочей среды. После нескольких подтягиваний сальниковой гайки, шток может заклиниться об шаровой затвор.

Сальниковый узел крана Valtec Base

Самым надежным и практичным на сегодняшний день признан сальниковый узел с тефлоновым сальниковым кольцом 2 высотой не менее 40% диаметра штока, прижимной сальниковой гайкой с наружной резьбой 3 и со штоком 1, вставленным изнутри.

При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.

Схемы расположения штоков в шаровых кранах

Еще одна опасность подстерегает тех, кто выберет кран, у которого шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны – оно несет в себе опасность выбивания штока давлением рабочей среды.

Надеяться на то, что сальниковая гайка удержит шток от выдавливания, особенно не приходится, т.к. любое незакрепленное (незаконтренное) резьбовое соединение под действием продольной силы стремится к раскручиванию. Это вызвано тем, что продольная сила F на винтовой плоскости раскладывается на две взаимоперпендикулярные силы– Fp и Fn.

Сила Fn — нормальна к винтовой плоскости и взаимодействует на направляющую винтовую плоскость. То есть она задает прочность винтового соединения. Сила Fp –направлена вдоль винтовой плоскости. Именно она стремится раскрутить соединение. Препятствием к

раскручиванию является сила трения. При вибрационных нагрузках сила трения существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени

Как работает шток, вставленный изнутри корпуса

Сила, вызванная давлением рабочей среды, стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри – эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана

Как работает шток, вставленный снаружи корпуса

Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу приходится воспринимать сальниковой гайке. Здесь и начинает проявляться «эффект юлы». Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля, гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае, при малейшем скачке давления, оставшаяся в зацеплении часть резьбы будет смята, и шток будет выбит из крана.

Как работает шток со смещенным буртиком

Самым неудачным вариантом сальникового узла является такой, при котором опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой. В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента для сальникового уплотнителя. Кроме возможного выбивания штока по описанной ранее схеме, в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти уже после нескольких поджатий сальниковой гайки.

В следующей статье мы рассмотрим, что представляют собой шаровые затворы.

Автофорум Ростова-на-Дону

течет по штоку пластикового шарового крана

ssskkk 13.10.2015

сцуко, начал течь по штоку пластиковый шаровый кран

стоит на отоплении врезанный впритык к магистрали, что не вырежешь

можно ли чем то замазать, чтобы не текло? кран оставить в открытом положении

pol1234 14.10.2015

ИМХО, не поможет. Только менять. Сам так попадал. Пластиковые краны — зло. Все движущееся должно быть съемным.

Wit 14.10.2015

я в этом году вырезал один такой. ох и натрахалсо

ssskkk 14.10.2015

один конец впаян впритык в следующее звено, так бы уже сам выпаял((. какой нибудь герметик или клей?

Bogy 14.10.2015

ИМХО, не поможет. Только менять. Сам так попадал. Пластиковые краны — зло. Все движущееся должно быть съемным.

Однозначно. Все пластиковые краны через какое-то время текут (время зависит от частоты пользования).

один конец впаян впритык в следующее звено, так бы уже сам выпаял((. какой нибудь герметик или клей?

Попробуй хомутом, который для врезки в трубу используется — на шток резинку плотно надень, сам шток в дырку хомута и зажать.

Изменено: Bogy, 14.10.2015 — 11:20

Master of puppets 14.10.2015

Попробуй хомутом, который для врезки в трубу используется — на шток резинку плотно надень, сам шток в дырку хомута и зажать.

Это все слишком усложнено, лучше сразу замазать соплями

игорь.н 14.10.2015

Речь идёт о полипропилене?

Bogy 14.10.2015

Это все слишком усложнено, лучше сразу замазать соплями

Я просто не особо представляю, как сопли будут засыхать на мокрую, если кран уже течет, и это кран отопления, т.е. надо весь стояк перекрывать для того, чтоб замазать.

Faust 14.10.2015

один конец впаян впритык в следующее звено, так бы уже сам выпаял((. какой нибудь герметик или клей?

а что там за следующее звено? его сложно перепаять?

Master of puppets 14.10.2015

один конец впаян впритык в следующее звено, так бы уже сам выпаял((. какой нибудь герметик или клей?

Читать еще:  Краска для наружных работ по металлу атмосферостойкая

Есть сантехнический клей герметик , но он резьбовой и делать надо на сухую , пробуй.

Если приходит сан техник и говорит устанавливать вот такие краны , его смело можно гнать , это не сантехник.

Wit 14.10.2015

Однозначно. Все пластиковые краны через какое-то время текут (время зависит от частоты пользования).

Попробуй хомутом, который для врезки в трубу используется — на шток резинку плотно надень, сам шток в дырку хомута и зажать.

но, мне кажется, лучше подобрать уплотнительное кольцо подходящего размера, на шток надеть гильзу, которая это кольцо прижмет. а гильзу прижать гайкой через шайбу.

гайку накрутить на имеющуюся на штоке резьбу.

Kinslayer 14.10.2015

Если приходит сан техник и говорит устанавливать вот такие краны , его смело можно гнать , это не сантехник.

а есть другие какие-то краны под пайку акромя этого.

Wit 14.10.2015

а есть другие какие-то краны под пайку акромя этого.

правый обслужить можно, левый никак

Master of puppets 14.10.2015

а есть другие какие-то краны под пайку акромя этого.

краны желательно делать съемные или с заменяемой личиной. А эти всегда были проблемные , они текут , проворачиваются , не держат и тд. об этом все сантехники знают.

Изменено: Master of puppets, 14.10.2015 — 12:07

Indola 14.10.2015

К РР ни один клей не приклеится — это термопласт.

Не покупайте дешевку — будет проще. К чешскому РР такие претензии не встречал ни разу.

В вашем случае — идеальный вариант — перепаять и поставить новое.

Master of puppets 14.10.2015

К РР ни один клей не приклеится — это термопласт.

Не покупайте дешевку — будет проще. К чешскому РР такие претензии не встречал ни разу.

В вашем случае — идеальный вариант — перепаять и поставить новое.

они по пп не текут обычно ))

герметики анаэробные резьбовые сантехнические ,в гугл вбей

Indola 14.10.2015

к РР не приклеится. Повторюсь. Если вам лень самому поискать — специально для вас.

Анаэро́бные герме́тики и кле́и – особый класс акриловых адгезивов, которые представляют собой жидкие композиции различной вязкости, способные длительное время (≥1год) храниться в тонкостенной кислородонепроницаемой полиэтиленовой таре без изменений своих свойств и отверждаться при температуре 15 — 25 °С в узких металлических зазорах (в порах , резьбовых, фланцевых и цилиндрических соединениях) с образованием прочного полимерного слоя.

Они для металлов. И не просто для металлов, а для уплотнения металлической резьбы.Любое другое использование — результатов не приносит.

Анаэроб можно попробовать использовать с активатором, но и это не принесет результат. Он сам застынет, а к РР не будет адгезии. В таком случае проще туда залить монтажную пену или бентонит . Но по сложности работы — все же проще — перепаять.

Изменено: Indola, 14.10.2015 — 12:29

Master of puppets 14.10.2015

они по пп не текут обычно ))

Еще раз говорю это обычный кран завернутый в ПП и течи у него в ПП не бывает. С чего вообще мысль родилась что кто-то хочет герметиком клеить ПП?

Indola 14.10.2015

Чуть чуть подкорректирую себя.

Если конечно задаться целью — то можно склеить РР. Можно использовать цианокрилат с ПВХ крошкой и предварительно протравить в парах серной кислоты хромовым ангидридом склеиваемый участок РР. Можно использовать такое — СУПЕР-КЛЕЙ «КОНТАКТ» + ПРАЙМЕР- специальный для РР — но клеит так себе и склеиваемый зазор должен быть минимальным. Но все это не в вашем случае.

Еще раз говорю это обычный кран завернутый в ПП и течи у него в ПП не бывает. С чего вообще мысль родилась что кто-то хочет герметиком клеить ПП?

Ну он же течет скорее всего потому, что там не держат прокладка — и видимо штока . Анаэроб при протечки воды так же не сработает.

Изменено: Indola, 14.10.2015 — 12:54

тов. Сухов 14.10.2015

если воду можно перекрыть — вообще не вижу проблемы.ю варианты найдутся как исправить.

есил нельзя, закрывать стояк, и смотреть пункт первый, пока кран(шток) не сорвало и тогда будет ай-яй! особенно если вода горячая, знаю по себе, руки за малы целы остались.

Master of puppets 14.10.2015

ГВ сама забьет отверстие , если оно не большое , попробуй вообще ничего не делать

Indola 14.10.2015

ГВ сама забьет отверстие , если оно не большое , попробуй вообще ничего не делать

Соглашусь с вами. Если протечка мизерная может солями и затянуть. Только после этого шток не стоит трогать и все переделать при первой возможности.

ssskkk 14.10.2015

частный дом котельная, кран идет сразу от толстой трубы ПП, типа коллектора. т.е. впаяли впритык,один в один. нет возможности даже отрезать. все это будет переделываться в след. году, но эта сука течет щас. воду конечно могу отключить и чуть слить чтобы не текло. капает уже неделю или две

кран калде как на фото слева

может взять какой нибудь элемент ПП расплавить и лопаткой замазать рядом со штоком?

Ремонт шарового крана своими руками- что внутри? Инструкция +Видео

Ремонт шарового крана можно осуществить своими руками. Стоит заметить, что люди привыкли называть все механизмы регулировки подачи воды кранами. Это ошибочно.

Запорный шаровой кран предназначен для установки непосредственно на трубы подачи воды или ее перекрытия.

А шаровой однорычажный смеситель – это устройство устанавливающееся на раковину, мойку и ванну для подачи и смешивания воды при помощи шара с полостью.

Не путайте со смесителем с катриджем, где при помощи дисков специальной формы подается и смешивается вода, потому что внешне их трудно отличить непрофессиональным взглядом.

Общие сведения

Кран запорный с шаровым механизмом бывает двух типов:

Ремонтабельность изделия

Цельносварный корпус, как не трудно догадаться, ремонту не подлежит и в случае неисправности меняется полностью.

А вот кран, состоящий из нескольких частей с шаровым механизмом отремонтировать не сложно.

Достаточно знать:

  • устройство корпуса
  • особенности конструкции
  • последовательность разбора крана

Перед тем, как приступить к поиску неисправности и разбору конструкции, первым дело необходимо перекрыть воду. Слить оставшуюся жидкость.

Исправляем поломку крана

Виды поломок

ПЕРЕЧИСЛИМ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛОМОК И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Протечка крана

Это происходит при нарушении герметичности уплотнителей шара при долговременном пользовании. Так же при попадании мелких частиц в поворотный механизм шар, в результате чего уплотнительная резинка недостаточно плотно прилегает или быстрее изнашивается. Так же сам шар может иметь повреждения, если изготовлен из некачественных материалов или при попадании мелких частиц.

При нарушении герметичности конструкции, поможет усиленная докрутка соединения конструкции по резьбе заводным ключом, создав более плотное прилегание к шару.

При засоре, следует разобрать конструкцию и промыть, почистить внутренние детали. Почистить фильтр, возможно он засорился. Так же ставят дополнительную сетку на трубы, для удержания мелких песчинок и кусочков ржавчины, чтобы исключить очередную поломку.

Заменить шар, если он имеет повреждения. Заменить уплотнители при их износе.

Трещина на корпусе крана

В этом случае, ремонт конечно же невозможен и приходится менять весь корпус.

Читать еще:  3D наливные полы своими руками

Хотя, можно использовать холодную сварку для временного устранения течи, предварительно очистив и обезжирив трещину ацетоном. Таким образом можно устранить поломку, до покупки нового крана и смены конструкции.

Вентиль подачи воды с трудом закрывается

…или открывается, а то и вовсе перестает поворачиваться.

Значит сломался или засорился поворотный механизм затвора. Необходимо разобрать, снять ручку затвора, открутить все прилегающие детали и заменить на новые.

Протечка воды непосредственно в месте соединения штока и корпуса крана

Значит износились уплотнители и шайбы. Ремонтировать тут нечего, их только заменить, тем более, это пустяковое дело, по сравнению с остальным ремонтом.

Снижение напора воды

Не спешите разбирать кран. В первую очередь включить воду в остальных устройствах подачи воды. Уточнить у соседей, не уменьшился ли у них тоже напор, чтобы исключить снижение напора коммунальщиками. Так же может быть причина в засорении очистительной сетки.

На рынке популярностью пользуются фланцевые шаровые краны. Они отличаются надежностью конструкции и применяются в установке на трубах от малого до крупного диаметра. Они зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

Для качественного и оперативного ремонта понадобятся:

  • Плоскогубцы
  • Разводной ключ
  • Молоток
  • Торцевой шестигранный ключ
  • Запасные детали (при уверенности в причине неисправности)
  • Тряпочки для протирки и минимизации грязи
  • Жидкое специальное средство для удаления ржавчины
  • Силиконовая смазка для сантехнических целей
  • Отвертка

Предварительное ознакомление с правильной и безопасной инструкцией демонтажа – залог успешного начала ремонта.

Ремонт однорычажного смесителя с шаровым механизмом

Устройство смесителя

Виды поломок и их устранение:

  1. Кран закрыт, вода течет. Засорилось пространство между шаром и седлами. Сломался или треснул шаровой картридж (он не подлежит ремонту, только замене).
  2. Напор хороший, а вода из смесителя еле течет. Дело может быть в аэраторе. Из-за жесткой воды он забился.
  3. Нарушена регулировка температуры.

Для того, чтобы устранить неисправность и произвести замену прокладок или основного механизма потребуется демонтировать смеситель:

  1. Снять декоративную заглушку, через отверстие открутить регулировочный рычаг.
  2. Снять рычаг.
  3. Далее демонтируются эксцентрики и купол смесителя.
  4. Водный камень, ржавчину и грязь аккуратно удалить.
  5. Достать шаровой механизм. При нарушении целостности деталь заменить.
  6. Произвести замену всех уплотнителей, сделать это необходимо в независимости от состояния прокладок, в целях профилактики.
  7. Собрать смеситель в обратном порядке.

Если точно следовать инструкции, смеситель начнет работать исправно.

Не подлежат ремонту корпус и шар, если они имеют механические повреждения. Все остальное можно исправить.

Рекомендация!

В целях профилактики следует регулярно чистить аэратор.

Следить за чистотой смесителя. Постараться минимизировать прохождение через смеситель ржавой воды.

Ремонт вентиля.

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости блога. В этой статье разберём каким образом отремонтировать водопроводный вентиль.

Ранее написал статью «Как самому перекрыть воду», в которой вкратце остановился на вопросе самостоятельного ремонта вентиля, в случае невозможности отключения подачи воды.
Спустя некоторое время обратил внимание, что часто из поисковиков люди попадали на эту статью по запросам: «как починить кран», «закрыл кран, а вода течёт», «вентиль не держит, что делать» и тому подобные, но суть сводилась к одному — обыватель не знает каким образом устроен вентиль, кран, не знает можно ли восстановить работоспособность этого важного элемента водопровода, и попав на мой блог не находил ответа на свой вопрос.

Я решил устранить этот пробел и сделать отдельный пост по ремонту вентиля, у сантехников это называется — отревизировать.

Итак, Вы столкнулись с проблемой отключения воды, постараюсь помочь в её решении.

Не зависимо из какого материала он изготовлен, пусть то бронзовый, либо чугунный, либо полипропиленовый — устройство идентично.
При выходе же из строя шарового крана, проще заменить его на новый, нежели заморачиваться с ревизией.
Но давайте обо всём по порядку. Здесь представлена схема в разрезе (клик мышью увеличит размер).

1 — корпус;
2,13 — гайка;
3,12 — шайба;
4 — резиновая прокладка;
5 — клапан;
6 — сантехнический лён, либо прокладка;
7 — шток;
8 — втулка штока;
9,16 — сальниковая набивка;
10,15 — уплотнительная втулка;
11 — маховик;
14 — прижимная гайка.

Возможные неисправности вентиля:

-износ резиновой прокладки, либо её полное отсутствие;
-слетел клапан со штока;
-присутствует кусок окалины, чем не даёт равномерный прижим прокладки к «зеркалу»;
-погнут шток;
-«зеркало» корпуса имеет царапины, поры.
С первыми тремя возможными причинами можно справиться самому.
Как заменить прокладку я подробно рассказал в видео, размещено в самом конце статьи.
В случае же если клапан слетел со штока, тут придётся немного повозиться, а как это устранить станет интуитивно понятным при выявлении. Мне доводилось исправить путём поджатия верха «седла» клапана пассатижами.
При наличии окалины — удалить.
В случае если шток погнут, необходимо его заменить, либо кран буксу полностью.
Обязательно убедитесь в отсутствии царапин, сколов, пор на «зеркале» корпуса, при их наличии деваться некуда — надо менять вентиль.
Случается и ещё одна неисправность: в клапан вкручена шпилька, на которую одевается прокладка и поджимается гайкой, от долговременной эксплуатации бывает отламывается, остаток её необходимо высверлить, прогнать мечиком резьбу, и вкрутить новую — в общем и с этой проблемой можно справиться самостоятельно, естественно, что потребуется для этого какое то время. Если же время ограничено, то придётся поменять кран буксу — это занимает считанные минуты.

Что касается шарового крана, тут можно ограничиться рассмотрением всего трёх возможных неисправностей:

-нет возможности повернуть рукоятку;
-течь из под прижимной гайки;
-трещина в корпусе.
Первая причина возникает в основном по вине хозяев, дело в том, что кран работает лишь в двух положениях — открыт, либо закрыт, не допустимо его эксплуатация в так называемом «четверть оборота», что некоторые, по не знанию или нарочито используют для регулирования напора.

Открытая поверхность шара покрывается различными отложениями, ведь ни для кого не секрет, что химическое состояние нашей воды оставляет желать лучшего. Вот из за этих отложений и нет потом возможности стронуть шар с места, как результат — не рабочий кран. В этом случае выход один — замена на новый.

Можно конечно попробовать брызнуть на шток антикоррозионной жидкостью ВД-40, либо капнуть керосин, но далеко не факт, что результат будет положительным.
Дабы не случилось такой оказии могу порекомендовать соблюдение условий эксплуатации, и не плохо бы изредка, хотя бы один раз в 2-3 месяца поворачивать рукоятку крана — закрыл/открыл.
Вторая возможная проблема устраняется просто — необходимо снять рукоятку и подтянуть прижимную гайку. Сделать это следует не прилагая особых усилий, и прекратить подтягивание сразу по прекращении течи воды.
Ну а третья подразумевает замену.

Внимание:

Прежде, чем приступить к ремонтным работам, убедитесь в отключении подачи водоснабжения на ремонтируемый элемент.
Полезные статьи по теме:
Как самому перекрыть воду?
Какие краны надёжны для водопровода.

Если у вас остались вопросы, или есть чем дополнить, милости прошу в графу комментарии.
Гостям блога рекомендую подписаться на получение новых статей, для этого заполните форму, которая откроется при прокрутке страницы в самый низ, уверяю будет ещё полезная информация.
Успехов в монтаже. С уважением Андрей.

Читать еще:  Смывка для старой и засохшей краски

Кликни по иконке соц сети, только если считаешь, что данная информация будет полезна твоим друзьям.

Повышение ресурсной надежности полипропиленовых шаровых кранов


Полипропиленовый кран VALTEC

Напорные полипропиленовые трубопроводы благодаря своей дешевизне и относительной простоте монтажа прочно завоевали своё место во внутридомовых инженерных системах.

Кроме непосредственно самих труб и фитингов, соединяемых методом полифузионной сварки, стала применяться и широко использоваться также и специальная полипропиленовая арматура для таких трубопроводов: шаровые краны, вентили, фильтры, коллекторы и обратные клапаны.

Полипропиленовые шаровые краны являются наиболее распространенным видом арматуры, применяемой в системах полипропиленовых трубопроводов. Они устанавливаются и на каждом вводе в квартиру, и на разводящих трубопроводах, и на стояках. Кроме того, такие краны в несколько ином исполнении монтируются на входе и выходе отопительных приборов, позволяя отключать эти приборы в случае необходимости.

Сами по себе шаровые краны являются надёжными и долговечными устройствами. Огромное количество шаровых кранов с латунными и стальными корпусами успешно эксплуатируются десятки лет на объектах самого разного назначения.

Однако в процессе эксплуатации систем полипропиленовых трубопроводов стали выявляться определенные недостатки шаровых кранов, корпус которых выполнен из полипропилена.

Наиболее часто встречающийся дефект, как правило, связан с протечкой крана по штоку (рис. 1, 2).


Рис. 1. Негерметичность уплотнения штока. Проверка мыльным
раствором


Рис. 2. Протечка шарового крана по штоку

Как оказалось, эта проблема может быть вызвана несколькими причинами. Первая причина связана с конструкцией и традиционной технологией изготовления таких кранов.

Латунный шаровой затвор (2) обычного полипропиленового крана (рис. 3) со штоком (4) и седельными кольцами из PTFE (тефлона) (3) помещается в составную пластиковую (полипропиленовую или нейлоновую) обойму (5), состоящую из двух половинок. На шток заранее устанавливаются эластомерные сальниковые кольца (6), выполненные из NBR, EPDM или FPM (витона). Обойма с затворным механизмом фиксируется в пресс-форме, после чего форма поступает в термопластаппарат. Здесь в пресс-форму подаётся под высоким давлением расплавленный полипропилен, формирующий корпус крана (1).

Именно в этот момент могут происходить непредсказуемые деформации обоймы, вызванные воздействием высокой температуры и давления.

В период эксплуатации эти деформации могут усугубляться от воздействия транспортируемой среды. В результате зазоры между обоймой и штоком увеличиваются и уже не могут компенсироваться эластичностью сальниковых колец. Возникает протечка.

Малейшее нарушение режима формования корпуса полипропиленового крана приводит к печальным последствиям. Превышение температуры расплава может привести к полному расплавлению обоймы, что вызовет неработоспособность готового изделия. Если температура расплава будет меньше расчетной, герметичной связи между корпусом и обоймой не возникнет, что вызывает общую потерю краном герметичности (рис. 4).

Рис. 3. Конструкция традиционного полипропиленового крана


Рис. 4. Распил бракованного шарового крана с отслоившейся обоймой

Еще одной причиной потери герметичности полипропиленовых кранов является различие коэффициентов линейного расширения полимерных материалов и латуни.


Рис. 5. Конструкция крана VTp.743

Установка обычного полипропиленового крана в систему горячего водоснабжения или отопления приводит к следующему: пластиковая обойма и корпус шарового крана увеличиваются в размерах больше, чем латунный шаровой затвор и шток. Это ведет к образованию зазора между деталями, в результате чего появляется течь. Шаровой кран уже не представляет собой цельное изделие, а лишь набор отдельных, неплотно прилегающих друг к другу составных частей.

Ещё одним существенным недостатком пластиковой обоймы полипропиленового шарового крана является её гораздо меньшая прочность по сравнению с латунью, из которой выполняется шток. В процессе открытия-закрытия крана, латунный шток, поворачиваясь в обойме, постепенно сминает ее, как и более мягкий и податливый материал. Это вызвано тем, что при воздействии на флажковую рукоятку крана пользователь передаёт на шток не только крутящий, но и некоторый изгибающий момент. И этот изгибающий момент тем больше, чем туже открывается затвор. С течением времени, между штоком и обоймой образуется зазор, который уже не может компенсировать эластичность сальниковых эластомерных колец. Как следствие, возникает течь.

Выявив и изучив вышеизложенные недостатки, компания VALTEC внесла существенные изменения в конструкцию полипропиленовых шаровых кранов.

В полипропиленовом кране VTp.743 (рис. 5) в конструкцию крана включена сальниковая обойма (7), выполненная из латуни CW614N, в которой помещён шток (4) и сальниковые кольца (6). Такая обойма уже не покоробится при формовке и не потеряет герметичности из-за силовых и абразивных воздействий штока. В нижней части штока имеется опорный буртик, который упирается в латунную сальниковую обойму. Таким образом давление рабочей среды, а также возможные гидравлические удары, воспринимает не пластик, как в традиционном кране, а латунь. Обойма, в которой располагается шаровой затвор (2) и седельные кольца (3) выполнена из полипропилена, армированного стекловолоконной фиброй.

Масса фибры составляет 17 % от общего веса материала обоймы. Армированный полипропилен обоймы имеет коэффициент линейного расширения 6,2х10-5 1/°С, что более чем в два раза ниже чем у неармированного полипропилена (13х10-5 1/°С). Таким образом, обойма компенсирует скачок в линейных деформациях латуни и полипропилена, не позволяя появляться в конструкции крана зазоров, ведущих к потере герметичности. Это обеспечивает заявленный класс герметичности шарового затвора (класс «А») как в системах отопления, так и в системах горячего водоснабжения. Эти же решения использованы в конструкции радиаторных шаровых кранов VTр.717 (прямой) и VTр.718 (угловой) (рис. 6).


Рис. 6. Конструкция шарового крана VTр.717

Единственным отличием от крана VTp.743 у радиаторных кранов является наличие дополнительного интегрированного в корпус резьбового патрубка, к которому присоединяется полусгон с накидной гайкой. Полусгон служит для непосредственного соединения полипропиленового крана с отопительным прибором.

Чтобы ещё больше приблизить эксплуатационные и прочностные качества полипропиленового шарового крана к его латунным аналогам, компанией VALTEC был разработан усиленный шаровой кран VTp.744 (рис. 7), представляющий некий гибрид латунного и полипропиленового шаровых кранов, сочетающий в себе достоинства каждого из них.


Рис. 7. Конструкция крана VTp.744

В кране VTp.744 пластиковая обойма затвора и шара заменена на латунную, изготовленную из горячепрессованной никелированной латуни CW.617N. В сущности, получился латунный шаровой кран, заключенный в полипропиленовую оболочку. Для защиты от протечек, вызванных разностью коэффициентов линейного теплового расширения латуни и пластика, в местах возможного негативного проникновения рабочей среды в обойму интегрированы уплотнительные кольца из EPDM. Сальниковый узел такого крана теперь ничем не отличается от сальникового узла обычного латунного крана, например серии VALTEC COMPACT. Такой кран хоть и несколько дороже обычных полипропиленовых кранов, но по эксплуатационным свойствам, прочности и долговечности значительно превосходит их.

Внешний вид кранов VTp.744 и VTp.743 одинаковый. Различаются они маркировкой на корпусе («744» и «743»).

Стендовые испытания в Лаборатории комплексных испытаний элементов инженерных систем (ЛаКИЭлИС) подтвердили ресурсную надёжность шаровых полипропиленовых кранов, о которых мы рассказали в этой статье.

В частности, при циклических испытаниях краны VTp.743, VTp.717 и VTp.718 выдержали по 13 000–15 000 циклов открытия/закрытия на горячей (70 °С) воде, а кран VTp.744 – 24 000 циклов.

Таким образом, используя полипропиленовые шаровые краны VALTEC, пользователь может быть твёрдо уверен в их длительной безаварийной эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector