Строительство АЗС нормы и правила

Строительство АЗС нормы и правила

Строительство АЗС нормы и правила

Перечень основных нормативных документов по строительству и эксплуатации АЗС

1. СНиП 2.01.01-82 “Строительная климатология и геофизика”

2. СНиП 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий”

3. СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” :: ’ ’

4. СНиП 2.04.05-91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”

5. СНиП 2.04.07-86 “Тепловые сети” : ’

6. СНиП 2.04.09-84 “Пожарная автоматика зданий и сооружений”

7. СНиП 2.05.07-91 “Промышленный транспорт”

8. СНиП 2.06.15-85 “Инженерная защита территории от затопления и подтопления”

‘ 9. СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и

10. СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания”

11. СНиП 2.11.03-93 “Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы”

12. СНиП 3.05.05-84 “Технологическое оборудование и технологические трубопроводы”

13. СНиП 3.05.06-85 “Электротехнические устройства”

14. СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”

15. СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”

16. СНиП Н-12-77 “Защита от шума”

17. СНиП Н-89-80 “Генеральные планы промышленных предприятий”

18. ВНТП 5-95 “Нормы технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами (нефтебаз)”

19. ВСН 01-89 “Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей”, утв. Минавтотрансом РФ 12.01.90 г.

20. ГОСТ 8.563 “ГСИ. Методика выполнения измерений”

21. ГОСТ 8.346 “ГСИ. Резервуары стальные горизонтальные. Методы и средства поверки”

22. ГОСТ 8.220 “Колонки маслораздаточные. Методы и средства поверки”

23. ГОСТ 8.400 “Мерники металлические образцовые. Методы и средства поверки”

24. ГОСТ 8.247 “Метрштоки для измерения уровня нефтепродуктов в транспортных и стационарных емкостях. Методы и средства поверки”

25. ГОСТ 9.602 ЕСЗКС “Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии”

26. ГОСТ 12.1.004 ССБТ “Пожарная безопасность. Общие требования”

27. ГОСТ 12.1.005 ССБТ “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”

28. ГОСТ 12.1.007 ССБТ “Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности”

29. ГОСТ 1510 “Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение”

30. ГОСТ 2517 “Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб”

31. ГОСТ 7502 “Рулетки измерительные металлические”

32. ГОСТ 9018 “Колонки топливораздаточные. Общие технические требования”

33. ГОСТ 18481 “Ареометры и цилиндры стеклянные. Технические условия” ‘ Ь

34. ГОСТ 19433 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”

35. ГОСТ 25812 “Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии”

36. ГОСТ Р 50913 “Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования”

37. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. — М.: Недра, 1988. — 61 с.

38. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения (ВППБ 01-01-94). — М.: 1996. — 96 с.

39. Правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций (ПОТ Р 0-112-001-95). — М.:1995. — 172 с.

40. Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. — М.: 1985. — 70 с.

41. Рекомендации по контролю качества нефтепродуктов в системе нефтепродуктообеспечения. — М.: Минтопэнерго, 1997. — 34 с.

42. Положение об организации контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов в системе Российского Государственного концерна по обеспечению нефтепродуктами “Роснефтепродукт” (РД 112-РСФСР-040-91). -М.: 1992. -92 с.

43. Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту.

— М.: Недра, 1988. — 270 с.

44. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. (НПБ 111-98). Изменение №1. — М.: 1999. — 23 с.

45. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-98) .. . _

46. Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора РФ проектно-сметной документации на строительство (НПБ 03-93)

47. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности (НПБ 105-95)

48. Методика определения норм водопотребления и водоотведения

49. Правила предоставления услуг по водоснабжению и канализации в РФ

50. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений (РД 34.21.122-87)

51. Рекомендации по предотвращению электризации нефтепродуктов при наливе в вертикальные и горизонтальные резервуары, автомобильные и железнодорожные цистерны, 1985.

52. Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 1973.

53. ПР 50.2.002-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм”

54. ПР 50.2.003-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”

55. ПР 50.2.004-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках

любого вида при его расфасовке и продаже”

56. ПР 50.2.005-94 “ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений”

57. ПР 50.2.006-94 “ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок
проведения
58. ПР 50.2.007-94 “ГСИ. Поверительные клейма”

59. ПР 50.2.009-94 “ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений”

60. ПР 50.2.010-94 “ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их сертификации”

61. ПР 50.2.011-94 “ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений”

62. ПР 50.2.012-94 “ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений”

63. ПР 50.2.013-97 “ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц”

64. МИ 2277-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные
положения и порядок проведения работ”

65. МИ 2278-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. Порядок аккредитации”

66. МИ 2279-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Порядок ведения Реестра Системы”

67. МИ 2504-98 “ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика поверки с использованием мерников типа М2рСШ”

68. МИ 2395-97 “ГСИ. Объем нефтепродуктов, приведенный к 20 “С. методика выполнения измерений мерником со специальной шкалой”

69. МИ 1864-88 “ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика поверки”

70. МИ 1823-87 “ГСИ. Вместимость стальных вертикальных цилиндрических

резервуаров. Методика выполнения измерений геометрическим и объемным методами” ‘

Требования к размещению АЗС

Требования к размещению АЗС

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.

Общий вид стационарной АЗС

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

  • удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
  • широкий обзор всей территории из помещения оператора;
  • отведение зон под зеленые насаждения;
  • санитарно-гигиенические условия для работников станции;
  • согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях — на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

Читать еще:  Кирпичный забор в полкирпича или в кирпич

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

  • специальное оборудование и инструмент;
  • одиночный комплект запасных частей;
  • мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
  • два огнетушителя;
  • кошма;
  • медицинская аптечка;
  • средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

  • лицензия на право эксплуатации;
  • паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту;В паспорте указывается:
  • номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
  • название собственника станции и эксплуатирующей организации;
  • величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;
  • дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
  • данные о проведении реконструкции;
  • сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

  • общее количество;
  • количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
  • год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная вместимость и вид топлива;
  • общая вместимость резервуарного парка;
  • технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

  • формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­ нок

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

  • паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

  • градуировочные таблицы на резервуары

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.

  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
  • инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
  • инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
  • сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
  • журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
  • график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;
  • график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
  • журнал учета расхода электроэнергии;
  • журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
  • журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • должностные инструкции работников;
  • табель оснащенности средствами измерений;
  • свидетельства о поверке средств измерений;
  • книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
  • книга жалоб и предложений;
  • план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
  • сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства; .. .
  • приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
  • журнал учета и содержания средств электрозащиты;
  • журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

  • должностная инструкция водителя-заправщика;
  • формуляр на топливораздаточный агрегат
  • техническое описание топливораздаточного агрегата;
  • паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
  • паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

Строительство АЗС нормы и правила

Перечень основных нормативных документов по строительству и эксплуатации АЗС

1. СНиП 2.01.01-82 “Строительная климатология и геофизика”

2. СНиП 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий”

3. СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” :: ’ ’

4. СНиП 2.04.05-91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”

5. СНиП 2.04.07-86 “Тепловые сети” : ’

6. СНиП 2.04.09-84 “Пожарная автоматика зданий и сооружений”

7. СНиП 2.05.07-91 “Промышленный транспорт”

8. СНиП 2.06.15-85 “Инженерная защита территории от затопления и подтопления”

‘ 9. СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и

10. СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания”

11. СНиП 2.11.03-93 “Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы”

12. СНиП 3.05.05-84 “Технологическое оборудование и технологические трубопроводы”

13. СНиП 3.05.06-85 “Электротехнические устройства”

14. СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”

15. СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”

16. СНиП Н-12-77 “Защита от шума”

17. СНиП Н-89-80 “Генеральные планы промышленных предприятий”

18. ВНТП 5-95 “Нормы технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами (нефтебаз)”

19. ВСН 01-89 “Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей”, утв. Минавтотрансом РФ 12.01.90 г.

20. ГОСТ 8.563 “ГСИ. Методика выполнения измерений”

21. ГОСТ 8.346 “ГСИ. Резервуары стальные горизонтальные. Методы и средства поверки”

22. ГОСТ 8.220 “Колонки маслораздаточные. Методы и средства поверки”

23. ГОСТ 8.400 “Мерники металлические образцовые. Методы и средства поверки”

24. ГОСТ 8.247 “Метрштоки для измерения уровня нефтепродуктов в транспортных и стационарных емкостях. Методы и средства поверки”

25. ГОСТ 9.602 ЕСЗКС “Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии”

26. ГОСТ 12.1.004 ССБТ “Пожарная безопасность. Общие требования”

27. ГОСТ 12.1.005 ССБТ “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”

28. ГОСТ 12.1.007 ССБТ “Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности”

29. ГОСТ 1510 “Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение”

30. ГОСТ 2517 “Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб”

31. ГОСТ 7502 “Рулетки измерительные металлические”

32. ГОСТ 9018 “Колонки топливораздаточные. Общие технические требования”

33. ГОСТ 18481 “Ареометры и цилиндры стеклянные. Технические условия” ‘ Ь

34. ГОСТ 19433 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”

35. ГОСТ 25812 “Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии”

36. ГОСТ Р 50913 “Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования”

37. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. — М.: Недра, 1988. — 61 с.

38. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения (ВППБ 01-01-94). — М.: 1996. — 96 с.

39. Правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций (ПОТ Р 0-112-001-95). — М.:1995. — 172 с.

40. Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. — М.: 1985. — 70 с.

41. Рекомендации по контролю качества нефтепродуктов в системе нефтепродуктообеспечения. — М.: Минтопэнерго, 1997. — 34 с.

42. Положение об организации контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов в системе Российского Государственного концерна по обеспечению нефтепродуктами “Роснефтепродукт” (РД 112-РСФСР-040-91). -М.: 1992. -92 с.

43. Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту.

— М.: Недра, 1988. — 270 с.

Читать еще:  Затирка швов гипсокартона своими руками

44. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. (НПБ 111-98). Изменение №1. — М.: 1999. — 23 с.

45. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-98) .. . _

46. Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора РФ проектно-сметной документации на строительство (НПБ 03-93)

47. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности (НПБ 105-95)

48. Методика определения норм водопотребления и водоотведения

49. Правила предоставления услуг по водоснабжению и канализации в РФ

50. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений (РД 34.21.122-87)

51. Рекомендации по предотвращению электризации нефтепродуктов при наливе в вертикальные и горизонтальные резервуары, автомобильные и железнодорожные цистерны, 1985.

52. Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 1973.

53. ПР 50.2.002-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм”

54. ПР 50.2.003-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”

55. ПР 50.2.004-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках

любого вида при его расфасовке и продаже”

56. ПР 50.2.005-94 “ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений”

57. ПР 50.2.006-94 “ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок
проведения
58. ПР 50.2.007-94 “ГСИ. Поверительные клейма”

59. ПР 50.2.009-94 “ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений”

60. ПР 50.2.010-94 “ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их сертификации”

61. ПР 50.2.011-94 “ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений”

62. ПР 50.2.012-94 “ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений”

63. ПР 50.2.013-97 “ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц”

64. МИ 2277-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные
положения и порядок проведения работ”

65. МИ 2278-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. Порядок аккредитации”

66. МИ 2279-93 “ГСИ. Система сертификации средств измерений. Порядок ведения Реестра Системы”

67. МИ 2504-98 “ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика поверки с использованием мерников типа М2рСШ”

68. МИ 2395-97 “ГСИ. Объем нефтепродуктов, приведенный к 20 “С. методика выполнения измерений мерником со специальной шкалой”

69. МИ 1864-88 “ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика поверки”

70. МИ 1823-87 “ГСИ. Вместимость стальных вертикальных цилиндрических

резервуаров. Методика выполнения измерений геометрическим и объемным методами” ‘

Все о контейнерных и мобильных АЗС

Правила, конструкция, эксплуатация

«В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС»
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: «Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное — она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС — это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся «топливный модуль» — все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в «контейнер» или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС «Мини АЗС» не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли «Мини АЗС» называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции «Мини контейнерные АЗС», а название «Мини АЗС» оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в «контейнер», необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС. Есть и другие особенности, которые нужно выполнять изготовителям (они отражены в НПБ111-98), но не всегда на них обращают внимание представители контролирующих органов.

Следовательно, если Вы покупаете АЗС с одностенным резервуаром и только с одной колонкой — это не решает вопрос законной эксплуатации АЗС. Необходимо будет «прятаться» от инспекторов. С таким же успехом можно купить «старую» бочку и простую ТРК с меньшими затратами и получить тот же результат.

Объемы отсеков и самой КАЗС

Еще один важный момент — объемы камер. Максимальная вместимость одной камеры контейнерной АЗС, расположенной на территории населенного пункта, не должна превышать 10 м 3 и общая вместимость резервуара контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 . Вне территории населенных пунктов — максимальная камера — 20 м 3 и общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 60 м 3 .

Таким образом, в населенном пункте КАЗС 40 м 3 должна быть разделена на четыре камеры, а вне населенного пункта на две камеры. КАЗС 40 м 3 одной камерой Вы сможете эксплуатировать, только умышленно отклоняясь от правил эксплуатации КАЗС и, соответственно, не воспользуетесь всеми преимуществами данного типа станции. Это изделие перейдет в другой тип АЗС согласно классификатора по НПБ 111-98, и ТРК уже должна быть вынесена за пределы контейнера хранения на расстояние, соответственно появится необходимость проектирования объекта.

Правила установки и контролирующие органы

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.

Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:

  • выдержать расстояния до различных категорий объектов;
  • подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
  • изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
  • установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
  • назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.
Читать еще:  Делаем разварки на своё авто

При выполнении вышеперечисленного не будет никаких сложностей с эксплуатацией КАЗС при плановой проверке Вашего предприятия пожарными инспекторами.

Документация

Очень важный момент — это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором . Желательны экологический и санитарный сертификаты.

Главное — Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.

Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции. Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС. С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Как выбрать поставщика АЗС

АЗС — серьезная покупка, рекомендую спросить поставщика, готовы ли они принять Вас у себя на производстве и когда (возможно, по ответу уже будет что-то понятно о продавце). Далее посетить 2-3 выбранных производителя, убедиться в наличии производственных площадей и посмотреть его готовую продукцию. Большая часть продавцов не являются непосредственными изготовителями, хотя об этом заявляют. Распознать это по телефону не всегда получится.

Автоматизация

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам или чип-ключам.

Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать к Вам в офис. Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик

Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.

В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.

Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.

Несомненные плюсы КАЗС – это:

  • постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
  • отсутствие операторов.

В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.

С уважением,
Колесников М.В.
т.м. Benza

Правила установки и эксплуатации КАЗС

В настоящее время главным контролирующим органом контейнерных АЗС является МЧС, в случае если АЗС не находится на территории опасного объекта, входящего в ведомство Ростехнадзора.

Основными документами, которыми руководствуется МЧС для контроля устройства и эксплуатации контейнерных АЗС, являются: Нормы пожарной безопасности “НПБ 111-98” и свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 г.

Контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливозаправочные модули и другие аналогичные изделия, которые в последнее время успешно функционируют в различных регионах нашей страны, имеют разные названия в связи с разным конструктивным исполнением. Но по функциональному назначению все эти АЗС представляют однотипные изделия.

Согласно этим документам «контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». Таким образом, контейнерная АЗС — это не только контейнер, содержащий резервуар, ТРК и сопутствующее оборудование. Главное — она должна представлять единое заводское изделие. К контейнерным АЗС относятся и открытый наземный резервуар с размещенной в нем топливораздаточной колонкой, и встроенный в контейнер резервуар или «топливный модуль». Принципиально важно, чтобы они были выполнены как единое изделие. Именно такая конструкция и будет классифицироваться МЧС как контейнерная АЗС.

Выбор резервуара: одностенный или двустенный.

Контейнерные АЗС, имеющие одностенный резервуар, допускаются к эксплуатации только вдали от населенного пункта согласно утвержденным МЧС правилам. Емкость — не более 10 м3 . Контейнерная АЗС с одностенным резервуаром обязательно должна иметь поддон на случай аварийного пролива всего топлива. А это — дополнительные расходы. Кроме того, усложняется перенос КАЗС в другое место. То есть выгоднее приобретать АЗС с двустенным резервуаром.

Требования к оборудованию:

  • наличие собственного насоса для перекачки топлива с бензовоза. Насос от бензовоза использовать нельзя. Насос должен быть обеспечен системой автоматического отключения при заполнении резервуара;
  • обязательно должна быть система контроля разгерметизации с системой оповещения;
  • резервуар должен быть отделен негорючей (металлической) перегородкой от остальных отсеков;
  • КАЗС должна иметь автоматическую вентиляцию с датчиками загазованности в случае, когда резервуар вместе с трубопроводами размещен в контейнере.

Регламентация объема отсеков и КАЗС.

В населенном пункте согласно установленным правилам максимальная вместимость одной камеры КАЗС — 10 м³, а общая вместимость резервуара — 40 м³.

За пределами населенного пункта максимальная вместимость камеры контейнерной АЗС — 20 м3 и общая вместимость резервуаров КАЗС — не более 60 м³.

Для установки КАЗС на предприятии для собственного пользования и на собственной территории предприятия не требуется капитального строительства, разрешения и лицензии для введения в эксплуатацию тоже не нужны. Требуется лишь соблюдать нормы пожарной безопасности в соответствии с НПБ 111-98. Также необходимо иметь все документы на КАЗС: паспорт, сертификат соответствия, инструкция по эксплуатации. Для установки на опасном объекте нужно еще «Разрешение на применение агентства по атомному надзору».

Компания «AZS-Soft» предлагает продажу и установку сертифицированных контейнерных АЗС, различной конструкции и имеющих всю необходимую разрешительную документацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector