Вышки мобильной связи санитарные нормы

Вышки мобильной связи санитарные нормы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи».

2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды

2.2.4. Физические факторы производственной среды

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03

«Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 января 2003 г.)

Дата введения: 1 июня 2003 г.

I. Общие положения и область применения

II. Нормируемые параметры и единицы измерения

III. Гигиенические требования к базовым станциям

IV. Гигиенические требования к подвижным станциям сухопутной радиосвязи

V. Требования к проведению контроля уровней электромагнитных полей

VI. Мероприятия по профилактике неблагоприятного влияния на человека электромагнитных полей, создаваемых средствами сухопутной подвижной радиосвязи

VII. Требования к организации и проведению производственного контроля

Приложение 1. Перечень сведений, подлежащих включению в санитарно-эпидемиологическое заключение на базовую станцию

Приложение 2. Требования к проведению измерений уровней ЭМП от подвижных станций сухопутной радиосвязи при санитарно-эпидемиологической экспертизе

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.

1.2. Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации средств подвижной радиосвязи диапазона частот 27 — 2400 МГц, включая абонентские терминалы спутниковой связи.

1.3. Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых базовыми и подвижными станциями сухопутной подвижной радиосвязи.

1.4. Требования Санитарных правил не распространяются на средства морской, речной и воздушной подвижной радиосвязи, земные стационарные станции спутниковой связи.

1.5. Санитарные правила предназначаются для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих разработку, производство, закупку, реализацию и эксплуатацию средств сухопутной подвижной радиосвязи и их оборудования, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.6. Производство, закупка, реализация и эксплуатация каждого отдельного вида средств сухопутной подвижной радиосвязи и их оборудования должны осуществляться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с установленными требованиями.

1.7. Соблюдение требований настоящих правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

II. Нормируемые параметры и единицы измерения

2.1. Оценка воздействия электромагнитных полей на население и пользователей подвижных станций сухопутной радиосвязи осуществляется:

— в диапазоне частот 27 МГц = 8 ч за смену

30

10

25

Примечание: * — в диапазоне частот 27 МГц = 300 — 2400 МГц используются средства измерения, предназначенные для определения среднего значения плотности потока энергии. Допускается использование средств измерения, предназначенных для определения среднеквадратичного значения напряженности электрического поля с последующим пересчетом в плотность потока энергии в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке.

5.2. Требования к проведению контроля уровней электромагнитных полей, создаваемых базовыми станциями сухопутной подвижной радиосвязи

5.2.1. Измерения уровней напряженности электрического поля и плотности потока энергии ЭМП, создаваемых базовыми станциями, должны проводиться при включении оборудования на максимальную мощность излучения в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке.

5.2.2. Инструментальный контроль уровней ЭМП проводится:

— при вводе в эксплуатацию базовой станции;

— при переоформлении (продлении) санитарно-эпидемиологических заключений на эксплуатацию объектов радиосвязи;

— при изменении условий и режима работы базовой станции, влияющих на уровни ЭМП (изменение ориентации антенн, увеличение мощности передатчиков базовых станций и т.д.);

— при изменении ситуационного плана на территории, прилегающей к базовой станции;

— при аттестации рабочих мест;

— после проведения мероприятий по снижению уровней ЭМП;

— не реже одного раза в три года (в зависимости от результатов динамического наблюдения периодичность проведения измерений уровней ЭМП от базовых станций может быть сокращена по решению соответствующего центра Госсанэпиднадзора, но не чаще, чем один раз в год).

5.3. Требования к проведению контроля уровней ЭМП, создаваемых подвижными станциями сухопутной радиосвязи, включая абонентские

терминалы спутниковой связи

5.3.1. Контроль уровней напряженности электрического поля и плотности потока энергии ЭМП, создаваемых подвижными станциями (в том числе абонентскими терминалами спутниковой связи), осуществляется на этапе выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию.

5.3.2. Измерения уровней напряженности электрического поля и плотности потока энергии ЭМП должны проводиться при условиях, позволяющих стабильно обеспечивать максимальный уровень ЭМП от подвижной станции (в том числе абонентского терминала спутниковой связи).

5.3.3. Измерения проводятся в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 2.

5.3.4. При оценке условий труда работников, использующих подвижные станции в производственной деятельности, контроль уровней ЭМП не производится, а основывается на материалах санитарно-эпидемиологической экспертизы на данную модель подвижной станции.

VI. Мероприятия по профилактике неблагоприятного влияния на человека электромагнитных полей, создаваемых средствами сухопутной подвижной радиосвязи

6.1. Обеспечение защиты работающих от неблагоприятного влияния ЭМП осуществляется путем проведения организационных, инженерно-технических и лечебно-профилактических мероприятий.

6.2. Организационные мероприятия предусматривают: выбор рациональных режимов работы, ограничение продолжительности пребывания персонала в условиях воздействия ЭМП, организация рабочих мест на расстояниях от источников ЭМП, обеспечивающих соблюдение нормативных требований, соблюдение правил безопасной эксплуатации источников ЭМП.

6.3. Инженерно-технические мероприятия включают рациональное размещение источников ЭМП и применение коллективных и индивидуальных средств защиты, в том числе экранирование источников ЭМП или рабочих мест.

6.4. Лица, профессионально связанные с воздействием ЭМП средств сухопутной подвижной радиосвязи, должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. Техническая документация на подвижные радиостанции должна содержать информацию о создаваемых уровнях ЭМП.

6.6. Владельцы (или уполномоченные лица) объектов связи, зданий, территорий и сооружений, где установлены объекты сухопутной подвижной радиосвязи, должны пройти обучение по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологических требований электромагнитной безопасности работающих и населения.

6.7. Во всех случаях размещения базовых станций в целях защиты населения индивидуальные предприниматели и юридические лица должны рассматривать возможность применения различных методов защиты (пассивных и активных) общественных и производственных зданий от ЭМП на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации.

6.8. В целях защиты населения участки крыш, на которых уровень ЭМП, создаваемый базовыми станциями, превышает ПДУ для населения и на которые возможен доступ лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием объектов радиосвязи, должны быть ограждены и/или обозначены предупредительными знаками. При работе на этих участках (кроме персонала операторов связи) объекты радиосвязи должны отключаться.

6.9. В целях защиты населения — пользователей подвижных (мобильных) станций сухопутной радиосвязи — рекомендуются следующие мероприятия:

— максимально возможное сокращение времени пользования мобильной радиостанцией;

— ограничение возможности использования подвижных радиостанций лицами, не достигшими 18 лет, женщинами в период беременности, людьми, имеющими имплантированные водители ритмов.

VII. Требования к организации и проведению производственного контроля

7.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица — владельцы (администрация) базовых станций — осуществляют производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе эксплуатации базовых станций.

7.2. Производственный контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с санитарными правилами по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Главный государственный санитарный врач

Первый заместитель Министра

здравоохранения Российской Федерации

к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03

сведений, подлежащих включению в санитарно-эпидемиологическое заключение на базовую станцию

1. Полное наименование юридического лица владельца базовой станции, его ведомственная принадлежность (подчиненность), юридический адрес.

2. Наименование базовой станции, место ее расположения (адрес) и год ввода в эксплуатацию.

3. Сведения о реконструкции и изменении технических характеристик оборудования базовой станции.

4. Технические характеристики радиопередающего оборудования базовой станции: мощность каждого передатчика, их количество, рабочие частоты (диапазоны частот) по каждому передатчику, тип модуляции, тип и коэффициент усиления по мощности (относительно изотропного излучателя) передающих антенн, мощность на входе каждой антенны; высота установки антенн от поверхности земли и от опорной поверхности (крыши); угол максимума диаграммы и диаграммы направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

5. Продолжительность работы базовой станции на излучение.

6. Ситуационный план, как правило в масштабе 1:500, с указанием мест установки антенн базовой станции, прилегающих к базовой станции зданий и территорий и расчетных границ санитарно-защитной зоны и зон ограничений.

7. Результаты расчета распределения уровней ЭМП на прилегающей к базовой станции территории с определением границы санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки.

8. Результаты (протоколы) измерений уровней электромагнитных полей на территории, прилегающей к базовой станции и внутри зданий (за исключением проектируемых базовых станций).

Примечание: в случае, когда базовая станция расположена на общей площадке (территории) в составе ПРТО, санитарно-эпидемиологическое заключение оформляется на ПРТО в целом.

Читать еще:  Замена унитаза своими руками

Перечисленные выше сведения, технические характеристики, результаты расчетов и измерений представляются владельцем (администрацией) базовой станции (ПРТО) в ЦГСЭН и служат основанием для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и подготовки заключения.

Сведения по п.п.6 — 8 включаются в приложение к санитарно-эпидемиологическому заключению.

к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03

Требования к проведению измерений уровней ЭМП от подвижных станций

сухопутной радиосвязи при санитарно-эпидемиологической экспертизе

1. Измерение контролируемых уровней напряженности ЭМП, создаваемых подвижными станциями в диапазоне частот 27-30 МГц, производится на расстоянии 0,38 м от аппарата. При этом контролируемый уровень напряженности электрического поля не должен превышать 1,5 В/м, что обеспечивает соблюдение требований п.4.1 настоящих Санитарных правил.

2. Измерение контролируемых уровней напряженности ЭМП, создаваемых подвижными станциями в диапазоне частот >= 30 — 300 МГц, производится на расстояниях от аппарата, представленных в таблице П 2.1. При этом контролируемый уровень напряженности электрического поля не должен превышать 1,5 В/м, что обеспечивает соблюдение требований п.4.1 настоящих Санитарных правил.

Расстояния, на которых следует проводить измерения напряженности ЭМП от подвижных станций, работающих в диапазоне частот >= 30 — 300 МГц

Вышки сотовой связи рядом с домом — есть ли вред для здоровья?

Актуальность статьи: март 2019 г.

Качественная мобильная связь имеет значение, как в повседневной жизни граждан, так и в деятельности большинства организаций.

Для обеспечения широкой зоны покрытия и установления непрерывного устойчивого сигнала операторы сотовой связи вынуждены размещать оборудование максимально концентрированно, в том числе и в жилых микрорайонах.

Насколько безопасно такое соседство для населения?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Влияние радиосигналов на здоровье человека

Сегодня цивилизованная жизнь человека протекает под непрерывным воздействием электромагнитного излучения (ЭМИ). Его источниками являются предметы электроники и бытовой техники и, конечно, средства беспроводной связи.

Радиосвязь представляет собой передачу высокочастотных электромагнитных волн от передатчика к принимающему устройству. Таким образом, каждый человек, пользующийся мобильным телефоном, постоянно пребывает в зоне действия электромагнитного поля (ЭМП).

При определенном уровне электромагнитные излучения могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье людей и других живых существ, вызывать неполадки в работе навигационного оборудования и прочих приборов.

Нахождение человека в течение продолжительного времени на территории с повышенным уровнем ЭМП может вызвать:

  • Физиологические нарушения (тошнота, головная боль, повышенная утомляемость);
  • Психологические расстройства (раздражительность, снижение уровня самоконтроля).

При значительном увеличении интенсивности воздействия радиоволн на организм человека могут поражаться внутренние органы следующих систем:

Такое воздействие может иметь крайне негативные последствия для здоровья, выражающиеся в развитии у человека серьезных заболеваний, вплоть до онкологии.

Особо опасно интенсивное воздействие ЭМИ для детей, беременных женщин, людей, страдающих заболеваниями центральной нервной, сердечнососудистой системы, аллергией.

Вредны ли вышки?

Сотовая связь построена на принципе взаимодействия между базовыми станциями и непосредственно принимающим устройством (мобильный телефон, планшет, навигатор).

Взаимодействие основывается на передаче электромагнитного сигнала в УВЧ (ультравысокочастотном) диапазоне.

Радиус распространения сигнала базовой станции зависит от:

  • Стандарта сотовой связи, по которому работает оператор;
  • Нагрузки;
  • Плотности застройки;
  • Используемого оператором оборудования.

Зона покрытия определенной территории осуществляется путем установки вышек сотовой связи по принципу сот. Отсюда и название – сотовая связь.

Технология функционирования сотовой системы предполагает, что максимум энергии излучения сконцентрирован и направлен в сторону от сооружений, на которых находятся антенны базовой станции.

Мощность станции не является константой и регулируется в зависимости от нагрузки на сеть.

Базовые станции сотовой связи размещенные за пределами городов, часто оборудуются усилителями сигнала для увеличения радиуса его распространения. Соответственно уровень ЭМИ вблизи таких объектов будет выше.

Читайте статью, пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц тут.

Проводимые исследования и измерения на территории, прилегающей к месту, где установлены базовые станции сотовой связи, подтверждают, что уровень ЭМИ находится в пределах нормативных значений и практически не отличается от фонового уровня излучения, характерного для конкретной местности.

Таким образом, проживание граждан в непосредственной близости от расположения вышек сотовой связи безопасно, если:

  1. Оборудование размещено выше близлежащей зоны застройки;
  2. Параметры аппаратуры соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормам.

Если же сигнал базовой станции непосредственно направлен в сторону близлежащего здания, то такое соседство может быть опасным для здоровья.

Если вы хотите узнать, закон о запрете курения в подъездах жилых домов, советуем вам прочитать статью.

Базовая станция сотовой связи на крыше дома

В городах с плотной застройкой операторы сотовой связи зачастую вынуждены устанавливать оборудование на крышах высотных зданий, в том числе и жилых домов.

Такие действия не запрещены законодательством (не допускается установка промышленного оборудования на территории жилых домов, а оборудование сотовой связи к таким не относится), но требуют соблюдения определенной процедуры.

Параметры размещения аппаратуры должны соответствовать установленным нормативам:

  • Уровень ЭМП в прилегающей зоне не должен превысить 10 мВт/см 2 ;
  • В зависимости от излучаемой мощности антенна должна возводиться на уровне от 1,5 до 5 метров от поверхности крыши и на расстоянии 10–25 метров от других строений;
  • Возможность доступа людей на крышу должна быть исключена.

Оператор связи, должен получить разрешение надзорного органа на монтаж оборудования, а также согласие собственников помещений, расположенных в доме, на крыше которого предполагается возведение базовой станции.

Решение собственников о согласовании установки оборудования принимается на общем собрании в соответствии со статьей 44 ЖК РФ, при этом за такое решение должны проголосовать не менее двух третей всех собственников.

После этого оператором связи разрабатывается проектная документация, содержащая все характеристики устанавливаемого оборудования, которое, в свою очередь, должно быть сертифицировано.

Аппаратура вводится в эксплуатацию после того, как организация связи получит санитарно-эпидемиологическое заключение. Далее, не реже 1 раза в 3 года проводятся контрольные замеры уровня ЭМП.

Возможно Вас заинтересует статья, могут ли выселить собственника из приватизированной квартиры за долги по квартплате, прочитать об этом можно здесь.

Государственное регулирование

На государственном уровне устанавливаются нормативы, отражающие безопасные пределы ЭМИ радиотехнических передатчиков.

В России действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 №135.

Госорганом, уполномоченным осуществлять контроль за уровнем ЭМИ от базовых станций сотовой связи, является Роспотребнадзор.

Именно в этот орган следует направлять жалобы о возможных нарушениях со стороны операторов связи.

Если в результате проверки подтвердится факт превышения допустимого уровня ЭМИ, то через суд должностные лица Роспотребнадзора могут потребовать демонтировать оборудование, работа которого может угрожать здоровью граждан.

Защитить население Земли от электромагнитных волн. С таким призывом обратились в ООН около 200 учёных со всего мира. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Нормы установки вышек сотовой связи в пределах жилых домов

Вряд ли сегодня можно представить жизнь без мобильной связи. Это не просто телефон, это верный помощник в контроле передвижений за нашими детьми, это комфортное пользование повседневными сервисами, типа оплаты услуг ЖКХ, запись к врачу и т.д. Ценой такого удобства стала жизнь человека под непрерывным воздействием электромагнитного излучения (ЭМИ) от источника передачи к принимающему устройству. То есть, любой человек, у которого есть мобильный телефон, автоматически попадает под постоянное воздействие излучения электромагнитного поля (ЭМП).

Важно учесть! Для обеспечения бесперебойной передачи сигнала телекоммуникационным компаниям необходимо создавать максимальную область покрытия сети. Наиболее результативным решением этой задачи стала установка БС (базовых станций) на крышах высотных построек. Операторы сотовой связи готовы оплачивать собственникам помещений щедрую аренду за использование площадки на крыше под установку вышки.

Но, несмотря на весомый денежный аргумент, особого желания находится в шаговой доступности от излучения данного объекта, у людей всё-таки нет. Причина такого отношения кроется в отсутствие однозначного ответа на вопрос о реальном влиянии излучения вышки на здоровье человека.

Влияние излучения от ЭМИ на здоровье человека

Если погрузиться в вопрос воздействия ЭМП на здоровье человека, то становится понятно, что установка оборудования, которое распространяет ЭМИ – бесспорно опасно! Из наиболее распространённых последствий в результате длительного пребывания вблизи источника излучения известны физиологические нарушения (головная боль, повышенная утомляемость) и психо-эмоциональные расстройства (излишняя раздражительность). Из наиболее распространённых заболеваний от интенсивного воздействия радиоизлучения на людей, известны нарушения в работе:

  • центральной нервной системы;
  • сердечно-сосудистой;
  • эндокринной;
  • иммунной;
  • репродуктивной.


Воздействие такого излучения может развить и куда более серьёзные заболевания, типа онкологии. Всё будет зависеть исключительно от индивидуальных защитных способностей организма человека. Закалённый и тренирующийся человек наименее подвержен негативному воздействию ЭМИ.

Важно знать! Категорически запрещено находиться в зоне воздействия БС женщинам в положении и кормящим матерям. Для беременных это потенциальное развитие патологий плода и даже возможное прерывание беременности. А для кормящих матерей излучение опасно изменением структуры молока, что может привести к нарушению формирования нервной и пищеварительной систем растущего организма малыша.

Читать еще:  Малярный флизелин под покраску технология

И вместе с тем, компании сотовой связи единогласно утверждают, что те, над чьей головой планируется установка вышки – наименее подвержены отрицательному воздействию излучения. Опираются представители компаний на характеристику работы устанавливаемых БС в направленности излучений, с расходящимися лучами вверх и по выбранным бокам. Безопасное расстояние от дома с БС до соседнего здания составляет 35 м по горизонтали. Это обуславливает выбор наиболее высоких зданий на выбранной территории. На деле соблюсти такое расстояние не всегда реально из-за плотной застройки жилых кварталов, но здесь нужно оценивать каждый случай в отдельности.

Чтобы корректно произвести измерение уровня воздействующего на человека ЭМИ следует обратиться в организацию, которая имеет аккредитацию на данный вид исследований. Стоимость таких услуг составляет от 30 до 60 тыс. руб., что понятно останавливает в решение о проведении процедуры даже самых заинтересованных жильцов.

Нормативы установки вышки сотовой связи вблизи жилых домов

В 1984 г. в России были приняты стандарты, устанавливающие основной ряд требований к мерам по защите от радиоизлучений. Принято на них опираться и сегодня, однако к передовым они уже не относятся. Основная проблема установок вышек вблизи жилых домов заключается в отсутствие жёстких нормативных правил и утверждённого регламента по производимым работам, и не имением научно доказанного обоснования отсутствия отрицательного воздействия на здоровье человека.


Устанавливать оборудование БС на крыше жилых домов законодательство не запрещает, однако требует точных расчётов и прохождения определённого процесса согласования:

  1. Оператору сотовой связи надлежит произвести замеры уровня ЭМИ ещё до начала работ по установке вышки. Если показатель не превышает допустимых норм СаНПиН значений в 10 мВТ/см 2 , данные передают в Роспотребнадзор для получения разрешения на проведение работ. В Европе допускают уровень ЭМИ в 2 Вт, в США – 1,6 Вт. Однако цена квартиры в доме с БС, будет дешевле на 20%. А вот во Франции устанавливать вышки вблизи детских учреждений запрещена на законодательном уровне;
  2. Высота, на которой может быть установлена вышка, должна составлять не менее 1,5 метров от поверхности крыши;
  3. В случае установки оборудования БС – свободный доступ на крышу надлежит закрыть для людей;.
  4. Следующим шагом для законной установки вышки на крыше является получение согласия от собственников квартир выбранного дома. Решение об установке принимается в соответствии со ст. 44 ЖК РФ при согласии не менее 2/3 всех собственников;
  5. Далее разрабатывается проектная документация с перечислением всех необходимых характеристик устанавливаемого сертифицированного оборудования;
  6. Подключается вышка только после получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  7. Текущие замеры электромагнитного излучения должны производиться не менее 1 раза в 3 года.

Важно знать! Но в реальности нормативы не всегда соблюдаются, и всё более частыми становятся случаи установки ретрансляторов без ведома жильцов. Страдают от этого, прежде всего люди, которые живут на последних этажах. Помимо не всегда качественного монтажа, вследствие которого может быть повреждена крыша – это ещё территориальная близость в каких-то 4 метра.

Спасение от вредного воздействия ЭМИ вышек сотовой связи

Уменьшить вредное воздействие ЭМИ от БС способны:

  1. Строительные материалы. Стекло глушит сигнал в 2,5 раза, бетонные конструкции в 32 раза. Соответственно, находясь внутри дома, человек спасается от горизонтального воздействия ЭМИ вышек сотовой связи. Жильцам последних этажей – должно быть ещё спокойнее. В силу направленности лучей излучения, квартиры расположенные под вышками находятся в так называемой мертвой зоне воздействия и мощность излучения сопоставима с мощностью от домашнего wi-fi;
  2. Хорошим помощником является уборка в квартире, поскольку влага нивелирует отрицательную энергию, что накопилась в помещении за определённое время;
  3. Застройщикам рекомендуется выбирать земли в территориальной удалённости от уже работающих и только планируемых к установке вышек сотовой связи. В случае отсутствия выбора места застройки, строителям рекомендуется минимизировать воздействие ЭМИ за счёт строительных решений;
  4. При необходимости проведения работ вблизи вышки – следует отключать их от питания.

Напоследок

Излучение от законно установленных вышек сотовой связи, что подвергаются жильцы в разы менее вредно, нежели излучение от китайской микроволновой печи или сон с мобильным телефоном под подушкой. Прежде чем винить сотовые компании в том, что «вымерли все тараканы» и «начала болеть голова» разберитесь в технических характеристиках именно Вашей вышки сотовой связи.

Вышка в огороде

Гражданский спор начался после того, как на одном из садовых участков вместо грядок с клубникой выросла вышка сотовой связи. Хозяйка соток решила, что сдать в аренду коммерсантам свой дачный участок гораздо выгоднее, чем что-либо на нем сажать. Гражданка договорилась с сотовым оператором, и почти сорокаметровую башню связи стало видно за километры. Соседям вышка не понравилась, и они обратились в суд. Их иск был адресован сразу нескольким ответчикам — хозяйке участка, оператору мобильной связи и компании, которая вышку эксплуатировала.

В районном суде истцы заявили, что вышка связи не относится к временным постройкам, сам объект возведен без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. А главное, по мнению садоводов, — нет заключения Роспотребнадзора, что уровень электромагнитного излучения от вышки безопасен для окружающих дачников.

Районный суд к гражданам прислушался и решил, что «антенно-мачтовое сооружение связи» надо демонтировать и сделать это должна фирма, которая вышку эксплуатирует. А судебные расходы суд взыскал с хозяйки участка и мобильного оператора. Но проигравшие пошли в областной суд. Там решение коллег отменили и приняли новое решение — в иске соседям полностью отказать.

В Верховном суде, куда дошли обиженные дачники, дело проверили, доводы сторон обсудили и сказали, что областной суд был неправ.

Вот доводы Верховного суда.

По материалам дела видно, что гражданка, на участке которой появилась вышка, его собственница, а сам участок относится к категории земель «земли населенных пунктов». Дама сдала некой фирме свои сотки по договору аренды «для установки и ввода в эксплуатацию базовой станции сотовой и радиотелефонной связи».

Районный суд, когда рассматривал спор, назначил строительно-техническую экспертизу. По ее выводам башня не соответствует строительным нормам и правилам, которые предъявляются к таким объектам. Вокруг объекта «имеется опасная зона, и она нарушает требования к планировке и застройке населенных пунктов». Это заключение об опасной зоне вокруг станции районный суд взял за основу, соглашаясь с соседями опасного участка.

Кроме этого суд сделал вывод, что участок предприимчивая гражданка использует не по назначению. На это областной суд заявил, что вышка на дачном участке — не опасный и не технически сложный объект. Есть постановление правительства «Об особенностях госрегистрации прав собственности на линейно-кабельные сооружения связи». Так, эта вышка к таким объектам недвижимости не относится.

Но и самовольной постройкой ее нельзя назвать, заявила апелляция.

С такими выводами Верховный суд категорически не согласился. Он напомнил, что по Земельному кодексу (статья 42) собственник должен использовать свои сотки по их целевому назначению и не наносить вред окружающей среде и соблюдать все нормы — градостроительные, санитарные и противопожарные. На нашем спорном участке разрешено лишь индивидуальное жилищное строительство.

Верховный суд сказал, что первым делом областной суд должен был посмотреть, соответствует ли вышка целевому назначению этого участка. Апелляция этого не сделала. Нет и мнения областного суда по поводу того, что сотки сдают в аренду для «осуществления предпринимательской деятельности третьими лицами».

Довод областного суда, что базовая станция сотовой связи «имеет признаки временного сооружения», поэтому и не попадает в перечень объектов капитального строительства, особо порадовал Верховный суд. Дело в том, что по Гражданскому кодексу любое имущество относится либо к движимым, либо к недвижимым вещам. А вот термина «временное сооружение» в Гражданском кодексе нет.

Если апелляция не поверила экспертизе, назначенной райсудом, то она могла назначить другую экспертизу, заметили в высоком суде. Но сложилась такая ситуация — доводы первой экспертизы, что работающая вышка может угрожать здоровью не только истцов, суд опроверг, свою экспертизу не назначил и суждений по этому поводу не высказал.

Верховный суд отменил вердикт апелляции и велел областному суду пересмотреть свое решение.

Алексей Куприянов, почетный адвокат России:

— Вышка оператора связи в соседском огороде вряд ли сможет кого-то обрадовать, разве что человека с серьезной интернет-зависимостью. Но кроме испорченного пейзажа произвольно расположенные сооружения связи могут нанести вред здоровью жителей прилегающей территории. Опасность представляет невидимое и неощутимое человеком электромагнитное излучение. Именно по этой причине такое строительство подлежит особому регулированию.

Как правило, сооружения связи должны располагаться на землях, относимых земельным законодательством к категории земель «промышленности и иного специального назначения». Одним из специальных назначений и являются земельные участки, выделяемые для целей обеспечения связи.

Читать еще:  Рейтинг акриловых красок для стен

В зависимости от опасности конкретного связного объекта для вашего здоровья вокруг сооружений связи законодательно предусматривается создание охранных зон или полос отчуждения. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» дают возможность точно определить размеры и конфигурацию таких зон на местности в зависимости от мощности и направления излучения («диаграммы направленности») каждой конкретной «сотовой» или иной радиостанции. Для особо мощных объектов границы санитарно-защитных зон устанавливаются решениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для менее мощных — нижестоящими руководителями санитарного надзора.

Объекты сотовой связи, которые мы видим по всем городам и весям, конструктивно делятся на три вида — «башня», «мачта» и «вышка», но связисты называют их все «передающими радиотехническими объектами». Все отдельно стоящие башни, мачты и вышки относятся к категории недвижимости и в соответствии с законом «О связи» подлежат в этом качестве государственной регистрации.

Строительство объекта «сотовой», «транкинговой» или иной связи на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не должно допускаться.

Проверку законности расположения того или иного объекта связи по заявлению граждан могут проводить Роспотребнадзор, Роскомнадзор и в общем порядке органы прокуратуры.

Законно ли возведение такой вышки?

Расстояние от вышки сотовой связи до частных домов 10 — 20 метров. Законно ли возведение такой вышки?

Обращайтесь в суд (ст. 304 ГК РФ) , просите назначить экспертизу (ст. 79 ГПК РФ)

Вы так спрашиваете, как будто всерьёз намерены снести эту вышку.

Если она Вас не устраивает , т о Вы вправе обратиться с жалобой в прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Вы можете обратиться с Заявлением (2 экземпляра), главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх № и подпись, если откажутся принимать, то можете направить заказным письмом с уведомлением и описью.

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

А, чем она вам помешала?. Удивительно, сотовую связь хотим качественную, , а вот вышки мешают.

Данный вопрос относится к «закрытой» информации. Предельно допустимые расстояния никакими законодательными нормами не установлены – результат лоббирования и коммерческая заинтересованность операторов сотовой связи. Указаны только ПДУ (предельно допустимые уровни), но кто их замеряет, да и услуга платная.

Вам нужно обратиться в любое экспертное учреждение в своем городе и попробовать пообщаться со специалистом — выяснить вероятный результат соответствующей экспертизы.

Если смысл в ее проведении есть — проводите экспертизу и обращайтесь в суд с требованием о сносе. Все судебные издержки в том числе и оплату экспертизы сможете возместить в судебном порядке. Для того, чтобы уменьшить затраты — можете обращаться коллективно — ведь там расположен не только Ваш дом, а последствия для здоровья от подобного «соседства» для всех будут неблагоприятными.

ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЕ МОЖНО СЧИТАТЬ ЗАКОННЫМ ТОЛЬКО, ЕСЛИ ОНО ОТВЕЧАЕТ САНПИН.

РАССТОЯНИЕ ЗАВИСИТ ОТ МОЩНОСТИ. КРОМЕ ТОГО НА РАЗМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗРЕШЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — САНИТАРНО-ЭПИДЕМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ КАК ЖИТЕЛИ ДОМА.

Сан ПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03

Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» санитарно-защитная зона для источников ЭМИ расположенного более 2 м от уровня земли не устанавливается

3.14. При размещении антенн радиолюбительских радиостанций (РРС) диапазона 3-30 МГц, радиостанций гражданского диапазона частот 26,5-27,5 МГц (РГД) с эффективной излучаемой мощностью более 100 Вт до 1000 Вт включительно должна быть обеспечена невозможность доступа людей в зону установки антенны на расстояние не менее 10 м от любой ее точки. При установке на здании антенна должна быть смонтирована на высоте не менее 1,5 м над крышей при обеспечении расстояния от любой ее точки до соседних строений не менее 10 м для любого типа антенны и любого направления излучения.

3.15. При размещении антенн РРС и РГД с эффективной излучаемой мощностью от 1000 до 5000 Вт должна быть обеспечена невозможность доступа людей и отсутствие соседних строений на расстоянии не менее 25 м от любой точки антенны независимо от ее типа и направления излучения. При установке на крыше здания антенна должна монтироваться на высоте не менее 5 м над крышей.

3.17. В целях защиты населения от воздействия ЭМП, создаваемых антеннами ПРТО, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения с учетом перспективного развития ПРТО и населенного пункта.

Границы СЗЗ определяются на высоте 2 м от поверхности земли по ПДУ, указанным в п.п.3.3 и 3.4.

Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м, уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п.3.3 и 3.4.

Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п.3.3 и 3.4.

Для ПРТО с мощностью передатчиков более 100 кВт, расположенных в черте жилой застройки, границы СЗЗ устанавливаются решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проводимой ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» профильным научно-исследовательским институтом (абзац дополнительно включен с 20 февраля 2008 года Изменением N 1 от 19 декабря 2007 года).

3.3. Уровни ЭМП, создаваемые ПРТО на селитебной территории, в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений, подвергающихся воздействию внешнего ЭМП РЧ, не должны превышать ПДУ, указанных в приложении 1 (таблица 2) с учетом вторичного излучения.

Представленные в таблице 2 ПДУ для населения распространяются также на другие источники ЭМП РЧ.

3.4. При одновременном облучении от нескольких источников, для которых установлены одни и те же ПДУ, должны соблюдаться следующие условия:

где Е — напряженность электрического поля, создаваемая источником ЭМП под i-тым номером;

ППЭ — плотность потока энергии, создаваемая источником ЭМП под i-тым номером;

Е — ПДУ напряженности электрического поля нормируемого диапазона;

ППЭ — ПДУ плотности потока энергии нормируемого диапазона;

n — количество источников ЭМП.

При одновременном облучении от нескольких источников ЭМП, для которых установлены разные ПДУ, должны соблюдаться следующие условия:

где Е — суммарная напряженность электрического поля, создаваемая источниками ЭМП j-того нормируемого диапазона;

Е — ПДУ напряженности электрического поля j-того нормируемого диапазона;

ППЭ — суммарная плотность потока энергии, создаваемая источниками ЭМП k-го нормируемого диапазона;

ППЭ — ПДУ плотности потока энергии k-того нормируемого диапазона;

m — количество диапазонов, для которых нормируется Е;

q — количество диапазонов, для которых нормируется ППЭ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector